Развитие судебной практики по таможенным спорам: «агентский» НДС с роялти
21.12.2022 г.
8 ноября 2022 года Арбитражным судом города Москвы удовлетворены требования импортера по делу № А40−154 659/22−93−1198 о признании незаконным решения таможенного органа о включении сумм НДС с роялти в таможенную стоимость ввозимых товаров.
Обстоятельства дела
- Российский импортер («Импортер») ввозил на территорию РФ косметические средства.
- Импортер также являлся стороной лицензионных договоров на товарные знаки. Роялти рассчитывались как Х % от продаж ввозимых товаров на территории РФ.
- Импортер включал лицензионные платежи в таможенную стоимость ввозимых товаров, однако на основании расчетных (прогнозных) значений, применяя отложенное определение таможенной стоимости (поскольку на момент ввоза точная сумма роялти была неизвестна).
Частый вопрос участников ВЭД: «Как включать роялти в таможенную стоимость, если на момент ввоза точная сумма роялти неизвестна (например, рассчитывается как процент от продаж ввозимых товаров или от выручки компании)?»
Решение: «Применять механизм отложенного определения таможенной стоимости, предусмотренный Решением Коллегии ЕЭК от 19 июня 2018 № 103».
- Механизм отложенного определения таможенной стоимости также предполагает корректировку ДТ, в таможенную стоимость которой были включены прогнозные суммы роялти, после получения информации о точной сумме. Такая корректировка необходима либо для доплаты таможенных платежей, либо для их возврата, в зависимости от суммы фактически уплаченных роялти.
- Таким образом, в соответствии с законодательством после определения точной суммы роялти Импортер подал в таможенный орган Обращение о внесении изменений в ДТ в целях возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
- Таможенный орган скорректировал ДТ, однако вернул меньшую сумму таможенных платежей, поскольку помимо точной суммы роялти, таможня посчитала необходимым включить в таможенную стоимость и «агентский» НДС, уплаченный Импортером с роялти в качестве налогового агента.
Вместе с тем судом решение таможни признано незаконным и отменено в части довключения сумм «агентского» НДС в таможенную стоимость ввезенных товаров. Подробнее с позицией суда по делу № А40−154 659/22−93−1198 вы можете ознакомится ниже.
Данное дело продолжает формировать позитивный тренд в практике споров о необходимости включения сумм НДС с роялти как части таких роялти в таможенную стоимость ввозимых товаров.
В целом позиция суда сводится к доводам, ранее принятым судом апелляционной инстанции по делу этого же импортера касательно вопроса включения роялти и НДС с роялти в таможенную стоимость ввозимых товаров (дело № А40−286 907/2021, следующее заседание суда кассации назначено на 10.01.2023), а также судами по делам №№ А56−114 310/2021, А40−3225/2022, А40−4727/2022, А35−1670/2022, А40−33 892/2022, А14−2192/2022, А40−79 711/2022).
Вместе с тем наибольший интерес представляет следующий довод суда «в таможенную стоимость не включаются роялти в отношении товаров, произведенных в России, поскольку они не могут рассматриваться как ввозимые товары и в отношении таких товаров таможенное администрирование не осуществляется в принципе».
Таким образом впервые судом прямо высказывается позиция о том, что роялти, уплачиваемые за право использования ОИС в связи с производством готового продукта на территории России, не должны включаться в таможенную стоимость сырья и материалов, ввозимых для такого производства.
При этом суды, рассматривающие споры о правомерности включения роялти за право использования ОИС с связи с производством в России в таможенную стоимость сырья и материалов, такой же позиции не придерживаются и продолжают формировать негативную для импортеров практику. Подробный разбор подхода судов по данному вопросу смотрите в нашем предыдущем обзоре.
Позиция суда
НДС с роялти не подлежит включению в таможенную стоимость ввозимых товаров ввиду следующего:
- НДС с точки зрения налогового законодательства не влияет на понятие «цена услуги» (передача прав на использование лицензии с точки зрения налогового законодательства понимается как услуга).
Таким образом, НДС, уплачиваемый в бюджет России, не влияет на таможенные правоотношения по вопросу определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
- НДС представляет форму изъятия в бюджет, что не является экономической выгодой лицензиара.
НДС является косвенным налогом (в отличие от налога на прибыль), то есть налогом на потребление и фактически взимается с покупателя товаров (работ или услуг) дополнительно к стоимости реализуемых ему товаров (работ, услуг) и перечисляется продавцом в бюджет, то есть НДС добавляется к стоимости и не формирует часть цены товара, которая может считаться экономическим доходом/выручкой лицензиара.
- Согласно пп. 7 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС роялти включаются в таможенную стоимость, когда являются платежом, который косвенно или прямо должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров. Однако НДС, уплачиваемый в бюджет РФ, не является платежом (его частью) за допущение ввоза товаров из страны экспорта.
- В то же время, согласно пп 3 п. 2 ст. 40 ТК ЕАЭС пошлины, налоги и сборы, взимаемые в связи с ввозом и продажей товаров на территории ЕАЭС (т.е. внутренние налоги РФ в данном случае), не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров.
Таким образом, действующее таможенное законодательство не устанавливает, что взимаемые в стране ввоза (в данном случае — в РФ) налоги с лицензионного платежа должны увеличивать или уменьшать таможенную стоимость ввезенных товаров. В таможенной стоимости учитывается собственно сумма лицензионного платежа, определяемая в соответствии с условиями лицензионного договора.
- Импортер (лицензиат) увеличивает сумму роялти на НДС исключительно для целей расчета налоговой базы по НДС согласно п. 1 ст. 161 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации происходит не изменение (увеличение) размера роялти по лицензионному договору, а искусственное/расчетное увеличение вознаграждение исключительно для целей определения налоговой базы по НДС и только в целях уплаты НДС.
- Включение в таможенную стоимость ввозимых товаров суммы НДС приводит к взиманию налога с налога: (i) «агентский» НДС взимается с суммы лицензионного платежа и впоследствии (ii) импортный НДС взимается с таможенной стоимости ввозимых товаров, включающей такой «агентский» НДС с лицензионного платежа.
Кроме того, ситуация, когда НДС с роялти формирует часть роялти (с точки зрения гражданского законодательства) приводила бы и к уплате налога на прибыль с НДС (то есть к еще одному случаю уплаты налога с налога).
Чем мы можем помочь?
- Оценка необходимости и рисков включения лицензионных и иных внутригрупповых платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров.
- Выработка рекомендаций в части изменения положений лицензионных и иных внутригрупповых договоров в целях минимизации негативных правовых последствий.
- Подготовка правовой позиции касательно отсутствия необходимости включения лицензионных и иных внутригрупповых платежей в таможенную стоимость товаров.
- Разработка методологии включения лицензионных и иных внутригрупповых платежей в структуру таможенной стоимости (включая проработку применения механизма отложенного определения таможенной стоимости).
- Оказание поддержки при включении лицензионных платежей в таможенную стоимость (включая подготовку КДТ).
- Полное или частичное сопровождение Компании в рамках таможенных проверок по вопросу включения лицензионных платежей в таможенную стоимость.
- Представление интересов Компании на досудебной и судебной стадиях обжалования решений таможенных органов.
Авторы:
- Александра Горохова, старший менеджер Б1, группа услуг по таможенному регулированию и международной торговле
- Владислава Грицкова, младший менеджер Б1, группа услуг по таможенному регулированию и международной торговле
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеУтверждение нового перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами
20 декабря 2024 был опубликован Приказ ФНС России от 30.10.2024 № ЕД-7-17/915@, утверждающий новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами. Приказ вступил в силу 31 декабря 2024.
24.01.2025
Включение лицензионных платежей за право использования товарных знаков на готовую продукцию в таможенную стоимость сырья: анализ судебного дела и ключевые выводы
Включение в таможенную стоимость ввозимого сырья производственных лицензионных платежей на протяжении последних нескольких лет является предметом активных судебных споров с таможенными органами. Предлагаем ознакомиться с одним из последних судебных актов по данной теме, принятым в пользу таможенного органа.
13.01.2025
Обновленный перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией
31 декабря 2024 года вступает в силу Приказ ФНС России от 30 октября 2024 года № ЕД-7-17/916@ «Об утверждении перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информации». Главным нововведением Приказа стало исключение 26 стран – членов ЕС из списка государств, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. Вместо них добавлены 4 новых государства (Армения, Камерун, Руанда, Ямайка) и территория (Ниуэ).
27.12.2024
Введены отчисления за распространение рекламы
Совет Федерации РФ одобрил законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» , который вводит отчисления за распространение рекламы в интернете. Предполагается, что нормы об отчислениях вступят в силу с 1 апреля 2025 года.
23.12.2024
Актуальный статус действия соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией
В публикации представлен статус существующих соглашений об избежании двойного налогообложения.
20.12.2024
Очередная корректировка налогообложения в сфере ИТ
27 ноября 2024 года президент подписал законы № 416-ФЗ и № 417-ФЗ, где затрагивается налогообложение ИТ-отрасли. Изначально целью Закона № 416-ФЗ являлось «приведение положения Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в области регулирования табачной продукции». По результатам рассмотрения в Федеральном Собрании текст Закона № 416-ФЗ претерпел кардинальные изменения, которые также напрямую затрагивают и налогообложение в сфере ИТ.
02.12.2024
Тенденции классификации фармацевтической продукции и медицинских изделий в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
В настоящее время наблюдается особый контроль таможенных органов к правильности классификации товаров при их ввозе и вывозе. В данном обзоре мы хотим поделиться тенденциями переклассификации медицинских товаров, которые мы наблюдаем в правоприменительной и судебной практике.
26.11.2024
Тренды налоговых споров в 2025: дробление бизнеса по договорам франчайзинга
Практика налоговых споров, свидетельствует о том, что заключение договора франчайзинга является сигналом для налоговых органов о наличии признаков «дробления». Независимо от масштабов деятельности, применения ОСНО сторонами Франчайзинга, сохраняется высокий риск претензий со стороны налоговых органов.
21.11.2024
Верховный суд РФ подтвердил неправомерность включения платежей за страхование качества продукции в таможенную стоимость
Юристами Б1 в судебном споре с ЦАТ доказана неправомерность включения в таможенную стоимость ввозимых товаров платежей по страхованию качества продукции. Верховный Суд РФ подтвердил законность судебных решений, принятых в пользу Компании.
28.10.2024
Дело «Аркаим» по переквалификации движимого имущества в недвижимое: что решил Верховный суд?
10 октября 2024 года СКЭС ВС РФ отменила постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и оставила в силе решения суда первой инстанции в пользу налогоплательщика.
14.10.2024