
Tax Messenger
Утверждение нового перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами
24.01.2025 г.
20 декабря 2024 был опубликован Приказ ФНС России от 30.10.2024 № ЕД-7-17/915@ (далее – «Приказ»), утверждающий новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами (далее – «Перечень»).
Приказ вступил в силу 31 декабря 2024.
Утвержденный Перечень в отличие от предыдущего, который был утвержден Приказом ФНС России от 20 декабря 2022 № ЕД-7−17/1226@, включает 45 государств и 10 территорий:
-
Исключены все 27 стран-членов Европейского Союза (далее – «ЕС»), а именно: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
-
Добавлены 5 государств – Албания, Доминиканская Республика, Камерун, Мавритания и Папуа Новая Гвинея, а также 2 территории – Монтсеррат и Фарерские острова.
Последствия для налогоплательщиков
С момента вступления Приказа в силу у ФНС России появились законодательные основания запрашивать Страновые отчеты напрямую у российских участников иностранных международных групп компаний (далее – «МГК») в рамках механизма вторичной подачи в связи с отсутствием возможности получить Страновые отчеты, подготовленные материнскими компаниями таких МГК, в рамках автоматического обмена от налоговых органов стран, не включенных в Перечень.
Важно также помнить, что у ФНС России еще в начале 2024 появилось право запрашивать Страновые отчеты в рамках механизма вторичной подачи у российских участников МГК, чьи материнские компании являются резидентами государств, которые в январе 2024 были включены в перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по такому обмену (т.е. Австралии, Норвегии, Японии и Бермуд, а также всех стран-членов ЕС, кроме Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы, Мальты, Хорватии, Чехии и Эстонии).
Теперь же отношения по автоматическому обмену с налоговыми органами всех стран-членов ЕС полностью прекращены, в связи с чем теперь российские налогоплательщики - участники МГК, чьи материнские компании являются резидентами стран ЕС, могут регулярно получать от ФНС России требования о предоставлении Страновых отчетов за периоды, начиная с 2023, которыми налоговые органы, при сохранении отношений по автоматическому обмену, были ли бы обязаны обменяться не позднее 31 марта 2025.
Несмотря на отсутствие дополнительных разъяснений касательно отчетных периодов, в отношении которых будет применяться новый Перечень, в связи с принятием упомянутого выше перечня государств (территорий), которые допускают систематическое неисполнение обязательств по обмену Страновыми отчетами, мы понимаем, что ФНС России может также запрашивать Страновые отчеты в случае, если они фактически не были получены ФНС России в рамках автоматического обмена, за:
- 2020 – автоматический обмен должен был произойти не позднее 31 марта 2022
- 2021 – автоматический обмен должен был произойти не позднее 31 марта 2023 и
- 2022 – автоматический обмен должен был произойти не позднее 31 марта 2024.
В случае, если ФНС России фактически не обменялась Страновыми отчетами за указанные периоды с налоговыми органами Австралии, Норвегии, Японии, Бермуд и стран ЕС у компаний – резидентов данных государств, являющихся участниками МГК, чьи материнские компании или уполномоченные участники являются резидентами РФ, возникают дополнительные обязательства по представлению Страновых отчетов за данные периоды в рамках механизма вторичной подачи в налоговые органы указанных государств. Также обращаем внимание, что формат представления Странового отчета в различных юрисдикциях может существенно различаться.
В связи с этим, в случае присутствия МГК в данных юрисдикциях необходимо провести детальный анализ законодательства таких государств в целях выявления наличия обязанности по представлению Странового отчета, формата и сроков его представления, а также способов подачи и размера штрафных санкций в случае его непредставления / представления недостоверных сведений.
Подробнее о последствиях утверждения Перечня читайте в нашем предыдущем обзоре.
Напоминаем, что в случае получения запроса от ФНС России, налогоплательщику необходимо подготовить и подать Страновой отчет в течение срока, указанного в запросе, который не может составлять менее трех месяцев со дня получения такого запроса, в электронном формате в соответствии с требованиями к подготовке XML-схемы Странового отчета, установленными Приказом ФНС России от 6 марта 2018 № ММВ-7−17/123@.
Выводы
Таким образом, теперь ФНС России имеет право запрашивать Страновые отчеты в отношении отчетных периодов, начиная с 2020, у российских компаний, являющихся участниками МГК, чьи материнские компании или уполномоченные участники являются резидентами государств, которые:
- Не включены в Перечень (все страны ЕС, США, Великобритания, Швейцария и т.д.);
- Включены и в данный Перечень, и в перечень государств, допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами, утвержденный Приказом ФНС России от 01.12.2023 №ЕД-7-17/915@ (Австралия, Норвегия, Япония и Бермуды).
Важно отметить, что у резидентов данных государств, являющихся участниками МГК, чьи материнские компании или уполномоченные участники являются резидентами РФ, также могла возникнуть обязанность по подаче Странового отчета в налоговые органы таких государств в рамках механизма вторичной подачи в отношении как прошлых (в случае, если российские налоговые органы ранее фактически не обменялись Страновыми отчетами с налоговыми органами таких государств в рамках автоматического обмена), так и будущих отчетных периодов.
Обращаем внимание, что законодательством некоторых иностранных юрисдикций представление Страновых отчетов в рамках механизма вторичной подачи может быть предусмотрено в обязательном порядке (как правило, в течение 12 месяцев с даты окончания отчетного периода), а не по требованию налоговых органов, как установлено НК РФ.
При этом законодательством иностранных государств также могут быть предусмотрены значительные штрафы за несоблюдение законодательства и непредставление Страновых отчетов в установленные сроки. Например, штраф за непредставление Странового отчета в Нидерландах может достигать Евро 1 030 000.
Рекомендации
- Российским участникам иностранных МГК:
- Внимательно проанализировать положения Приказа на предмет того, являются ли материнские компании или уполномоченные участники МГК, участниками которых они являются, резидентами иностранных государств (территорий), не включенных в Перечень;
- Заранее связаться с материнскими компаниями МГК с целью проинформировать их и получить от них Страновой отчет, подготовленный в юрисдикции присутствия материнской компании МГК;
- В случае, если материнская компания МГК отказывается или не может предоставить Страновой отчет российскому участнику МГК, подготовить документально подтвержденное обоснование отсутствия возможности у такого участника представить Страновой отчет по запросу ФНС России;
- Собрать дополнительную информацию, отсутствующую в Страновом отчете материнской компании МГК и необходимую для успешной подготовки и подачи Странового отчета в рамках механизма вторичной подачи в российские налоговые органы;
- Заранее подготовить Страновой отчет в формате XML в соответствии с российскими требованиями, которые существенно отличаются от требований других юрисдикций, в целях своевременной подачи Странового отчета в ФНС России.
- Российским материнским компаниям МГК, чьи участники являются резидентами иностранных государств:
- Внимательно проанализировать положения Приказа на предмет того, являются ли участники МГК резидентами иностранных государств (территорий), не включенных в Перечень;
- Проанализировать положения законодательства иностранного государства, не включенного в Перечень, резидентом которого является участник МГК, на предмет наличия требования о вторичной подаче Странового отчета, условий, при которых такой отчет должен представляться, формата и сроков его представления, а также способов электронной подачи (через интернет-порталы налоговых органов и т.д.);
- Собрать дополнительную информацию, отсутствующую в Страновом отчете российской материнской компании МГК и необходимую для успешной подготовки и подачи Странового отчета в рамках механизма вторичной подачи в иностранные налоговые органы;
- Заранее подготовить Страновой отчет в соответствии с требованиями иностранного законодательства, которые могут существенно отличаться от требований российского законодательства.
Как Б1 может помочь?
- Подготовка и подача Уведомлений об участии в МГК в формате XML в соответствии с российскими требованиями, а также содействие в подготовке и подаче Уведомлений об участии в МГК в соответствии с требованиями иностранных юрисдикций;
- Подготовка Страновых отчетов в формате XML в соответствии с российскими требованиями, а также требованиями иностранных юрисдикций, автоматический обмен с которыми отсутствует;
- Подача сформированного Странового отчета в формате XML от имени налогоплательщика в ФНС России, а также содействие в подаче в налоговые органы иностранных юрисдикций, автоматический обмен с которыми отсутствует;
- Методологическая поддержка по различным вопросам, связанным с подготовкой Страновой отчетности, включая поддержку в рамках взаимодействия с материнскими компаниями иностранных МГК, а также налоговыми органами в юрисдикциях присутствия МГК;
- Подготовка ответов на требования налоговых органов о представлении Странового отчета, в том числе, содержащих документально подтвержденное обоснование отсутствия возможности представить Страновой отчет в связи с отказом или невозможностью материнской компании МГК предоставить необходимые данные, а также запросов в государственные органы (Министерство Финансов РФ и ФНС России) в части предоставления разъяснений по вопросам подготовки Страновой отчетности, в том числе в отношении применения штрафов в случае невозможности получения налогоплательщиком информации, необходимой для подготовки Странового отчета, от иностранной материнской компании МГК.
АВТОРЫ
.jpg)
Мария Фролова
Партнер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
-(1).jpg)
Руслан Раджабов
Партнер Б1
Руководитель группы трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться

Юрий Михайлов
Директор Б1
Группа услуг в области трансфертного ценообразования финансовых сделок и институтов финансового сектора, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться

Руслан Гаспарян
Директор Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться

Дарья Еронтьева
Менеджер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Анна Ашуркова
Старший консультант Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Налоговый мониторинг: изменения сервисов АИС Налог-3
2 июня 2025 года ФНС России опубликовала изменения в части существующих сервисов АИС «Налог-3», а также опубликовала ряд новых сервисов для целей налогового мониторинга, которые необходимо внедрить участникам налогового мониторинга до 02.06.2026.
10.06.2025
.jpg)
Новое Руководство ФНС ОАЭ по налогообложению Личных фондов (Family Foundations)
28 мая 2025 года Федеральная налоговая служба ОАЭ (FTA) опубликовала руководство по корпоративному налогообложению Личных фондов (Family Foundations). Документ предназначен для состоятельных лиц, семейных офисов, консультантов и специалистов по структурированию благосостояния.
06.06.2025

Обзор решения Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2025 по делу № А51-11076/2024
13 мая 2025 АС Приморского края принял решение по делу № А51-11076/2024 об удовлетворении требований ООО «НОРДИК ТИТАН» о признании незаконными решений Находкинской таможни о включении «дивидендов» в таможенную стоимость, а также уведомлений Смоленской таможни о не уплаченных суммах таможенных платежей.
05.06.2025
.jpg)
Pillar 2: «второе дыхание»
29 мая 2025 года на Федеральном портале проектов НПА опубликован проект федерального закона, содержащий поправки в НК РФ, которые предусматривают взимание дополнительного налога на прибыль для некоторых российских участников международных групп компаний. Поправки связаны с международной налоговой реформой, а именно с имплементацией модельного законодательства Pillar 2, касающегося глобального минимального налога.
30.05.2025

Рекламный сбор: предложены детали исчисления и уплаты
26 марта 2025 Минцифры опубликовало проект постановления Правительства РФ «Об утверждении особенностей исчисления и уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 статьи 18.2 Федерального закона «О рекламе», и порядка осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты таких отчислений». Целью Проекта постановления является внесение деталей в правила исчисления и уплаты рекламного сбора, а также установление порядка мониторинга своевременности уплаты рекламного сбора участниками рынка.
28.03.2025
.jpg)
Проект изменений правил ИТ-аккредитации: суть и влияние на применение налоговых ИТ-льгот
14 февраля 2025 был опубликован новый проект постановления Правительства РФ об изменении в положение об ИТ-аккредитации, публичное обсуждение которого продлится до 13 марта. После публичного обсуждения проект должен будет пройти ещё несколько стадий, после которых последует рассмотрение в Правительстве.
26.02.2025

РФ и ОАЭ подписали новое Соглашение об избежании двойного налогообложения
17 февраля 2025 РФ и ОАЭ подписали новое соглашение об избежании двойного налогообложения. По заявлению Минфина РФ стороны направят все усилия для обеспечения вступления в силу документа с 2026 года. Соглашение подписано на русском, арабском и английском языках, в случае расхождений в формулировках, редакция на английском будет превалировать.
20.02.2025

Новый вид отчетности МГК: формат утвержден! Готовы ли к подаче?
27 декабря 2024 был опубликован Приказ ФНС от 10.12.2024 № ЕД-7-13/1115@, который устанавливает формат представления в налоговый орган сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний (МГК), финансовой отчетности участников МГК в электронной форме. Приказ вступил в силу 27 января 2025 года.
29.01.2025