Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Tax Messenger

Утверждение нового перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами

24.01.2025 г.

Поделиться

20 декабря 2024 был опубликован Приказ ФНС России от 30.10.2024 № ЕД-7-17/915@ (далее – «Приказ»), утверждающий новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами (далее – «Перечень»).

Приказ вступил в силу 31 декабря 2024.

Утвержденный Перечень в отличие от предыдущего, который был утвержден Приказом ФНС России от 20 декабря 2022 № ЕД-7−17/1226@, включает 45 государств и 10 территорий:

Последствия для налогоплательщиков

С момента вступления Приказа в силу у ФНС России появились законодательные основания запрашивать Страновые отчеты напрямую у российских участников иностранных международных групп компаний (далее – «МГК») в рамках механизма вторичной подачи в связи с отсутствием возможности получить Страновые отчеты, подготовленные материнскими компаниями таких МГК, в рамках автоматического обмена от налоговых органов стран, не включенных в Перечень.

Важно также помнить, что у ФНС России еще в начале 2024 появилось право запрашивать Страновые отчеты в рамках механизма вторичной подачи у российских участников МГК, чьи материнские компании являются резидентами государств, которые в январе 2024 были включены в перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по такому обмену (т.е. Австралии, Норвегии, Японии и Бермуд, а также всех стран-членов ЕС, кроме Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы, Мальты, Хорватии, Чехии и Эстонии).

Теперь же отношения по автоматическому обмену с налоговыми органами всех стран-членов ЕС полностью прекращены, в связи с чем теперь российские налогоплательщики - участники МГК, чьи материнские компании являются резидентами стран ЕС, могут регулярно получать от ФНС России требования о предоставлении Страновых отчетов за периоды, начиная с 2023, которыми налоговые органы, при сохранении отношений по автоматическому обмену, были ли бы обязаны обменяться не позднее 31 марта 2025.

Несмотря на отсутствие дополнительных разъяснений касательно отчетных периодов, в отношении которых будет применяться новый Перечень, в связи с принятием упомянутого выше перечня государств (территорий), которые допускают систематическое неисполнение обязательств по обмену Страновыми отчетами, мы понимаем, что ФНС России может также запрашивать Страновые отчеты в случае, если они фактически не были получены ФНС России в рамках автоматического обмена, за: 

  • 2020 – автоматический обмен должен был произойти не позднее 31 марта 2022
  • 2021 – автоматический обмен должен был произойти не позднее 31 марта 2023 и
  • 2022 – автоматический обмен должен был произойти не позднее 31 марта 2024.

В случае, если ФНС России фактически не обменялась Страновыми отчетами за указанные периоды с налоговыми органами Австралии, Норвегии, Японии, Бермуд и стран ЕС у компаний – резидентов данных государств, являющихся участниками МГК, чьи материнские компании или уполномоченные участники являются резидентами РФ, возникают дополнительные обязательства по представлению Страновых отчетов за данные периоды в рамках механизма вторичной подачи в налоговые органы указанных государств. Также обращаем внимание, что формат представления Странового отчета в различных юрисдикциях может существенно различаться.

В связи с этим, в случае присутствия МГК в данных юрисдикциях необходимо провести детальный анализ законодательства таких государств в целях выявления наличия обязанности по представлению Странового отчета, формата и сроков его представления, а также способов подачи и размера штрафных санкций в случае его непредставления / представления недостоверных сведений.

Подробнее о последствиях утверждения Перечня читайте в нашем предыдущем обзоре

Напоминаем, что в случае получения запроса от ФНС России, налогоплательщику необходимо подготовить и подать Страновой отчет в течение срока, указанного в запросе, который не может составлять менее трех месяцев со дня получения такого запроса, в электронном формате в соответствии с требованиями к подготовке XML-схемы Странового отчета, установленными Приказом ФНС России от 6 марта 2018 № ММВ-7−17/123@.

Выводы

Таким образом, теперь ФНС России имеет право запрашивать Страновые отчеты в отношении отчетных периодов, начиная с 2020, у российских компаний, являющихся участниками МГК, чьи материнские компании или уполномоченные участники являются резидентами государств, которые:

  1. Не включены в Перечень (все страны ЕС, США, Великобритания, Швейцария и т.д.);
  2. Включены и в данный Перечень, и в перечень государств, допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами, утвержденный Приказом ФНС России от 01.12.2023 №ЕД-7-17/915@ (Австралия, Норвегия, Япония и Бермуды).

Важно отметить, что у резидентов данных государств, являющихся участниками МГК, чьи материнские компании или уполномоченные участники являются резидентами РФ, также могла возникнуть обязанность по подаче Странового отчета в налоговые органы таких государств в рамках механизма вторичной подачи в отношении как прошлых (в случае, если российские налоговые органы ранее фактически не обменялись Страновыми отчетами с налоговыми органами таких государств в рамках автоматического обмена), так и будущих отчетных периодов.

Обращаем внимание, что законодательством некоторых иностранных юрисдикций представление Страновых отчетов в рамках механизма вторичной подачи может быть предусмотрено в обязательном порядке (как правило, в течение 12 месяцев с даты окончания отчетного периода), а не по требованию налоговых органов, как установлено НК РФ.

При этом законодательством иностранных государств также могут быть предусмотрены значительные штрафы за несоблюдение законодательства и непредставление Страновых отчетов в установленные сроки. Например, штраф за непредставление Странового отчета в Нидерландах может достигать Евро 1 030 000.

Рекомендации

  1. Российским участникам иностранных МГК:
    • Внимательно проанализировать положения Приказа на предмет того, являются ли материнские компании или уполномоченные участники МГК, участниками которых они являются, резидентами иностранных государств (территорий), не включенных в Перечень;
    • Заранее связаться с материнскими компаниями МГК с целью проинформировать их и получить от них Страновой отчет, подготовленный в юрисдикции присутствия материнской компании МГК;
    • В случае, если материнская компания МГК отказывается или не может предоставить Страновой отчет российскому участнику МГК, подготовить документально подтвержденное обоснование отсутствия возможности у такого участника представить Страновой отчет по запросу ФНС России;
    • Собрать дополнительную информацию, отсутствующую в Страновом отчете материнской компании МГК и необходимую для успешной подготовки и подачи Странового отчета в рамках механизма вторичной подачи в российские налоговые органы;
    • Заранее подготовить Страновой отчет в формате XML в соответствии с российскими требованиями, которые существенно отличаются от требований других юрисдикций, в целях своевременной подачи Странового отчета в ФНС России.
  2. Российским материнским компаниям МГК, чьи участники являются резидентами иностранных государств:
    • Внимательно проанализировать положения Приказа на предмет того, являются ли участники МГК резидентами иностранных государств (территорий), не включенных в Перечень;
    • Проанализировать положения законодательства иностранного государства, не включенного в Перечень, резидентом которого является участник МГК, на предмет наличия требования о вторичной подаче Странового отчета, условий, при которых такой отчет должен представляться, формата и сроков его представления, а также способов электронной подачи (через интернет-порталы налоговых органов и т.д.);
    • Собрать дополнительную информацию, отсутствующую в Страновом отчете российской материнской компании МГК и необходимую для успешной подготовки и подачи Странового отчета в рамках механизма вторичной подачи в иностранные налоговые органы;
    • Заранее подготовить Страновой отчет в соответствии с требованиями иностранного законодательства, которые могут существенно отличаться от требований российского законодательства.

Как Б1 может помочь?

  • Подготовка и подача Уведомлений об участии в МГК в формате XML в соответствии с российскими требованиями, а также содействие в подготовке и подаче Уведомлений об участии в МГК в соответствии с требованиями иностранных юрисдикций;
  • Подготовка Страновых отчетов в формате XML в соответствии с российскими требованиями, а также требованиями иностранных юрисдикций, автоматический обмен с которыми отсутствует;
  • Подача сформированного Странового отчета в формате XML от имени налогоплательщика в ФНС России, а также содействие в подаче в налоговые органы иностранных юрисдикций, автоматический обмен с которыми отсутствует;
  • Методологическая поддержка по различным вопросам, связанным с подготовкой Страновой отчетности, включая поддержку в рамках взаимодействия с материнскими компаниями иностранных МГК, а также налоговыми органами в юрисдикциях присутствия МГК;
  • Подготовка ответов на требования налоговых органов о представлении Странового отчета, в том числе, содержащих документально подтвержденное обоснование отсутствия возможности представить Страновой отчет в связи с отказом или невозможностью материнской компании МГК предоставить необходимые данные, а также запросов в государственные органы (Министерство Финансов РФ и ФНС России) в части предоставления разъяснений по вопросам подготовки Страновой отчетности, в том числе в отношении применения штрафов в случае невозможности получения налогоплательщиком информации, необходимой для подготовки Странового отчета, от иностранной материнской компании МГК.

АВТОРЫ

Мария Фролова

Мария Фролова

Партнер Б1

Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Руслан Раджабов

Руслан Раджабов

Партнер Б1

Группа трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Юрий Михайлов

Юрий Михайлов

Директор Б1

Группа услуг в области трансфертного ценообразования финансовых сделок и институтов финансового сектора, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Руслан Гаспарян

Руслан Гаспарян

Директор Б1

Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Дарья Еронтьева

Дарья Еронтьева

Менеджер Б1

Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Анна Ашуркова

Анна Ашуркова

Старший консультант Б1

Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все