
Tax Messenger
Рекламный сбор: предложены детали исчисления и уплаты
28.03.2025 г.
С 1 апреля 2025 г. вступают в силу положения Федерального закона от 26.12.2024 № 479-ФЗ, которые ввели сбор с доходов, полученных за оказание услуг по распространению рекламы в Интернете (далее – «рекламный сбор»). Однако указанным законом не полностью были урегулированы вопросы исчисления и уплаты рекламного сбора, а также порядок контроля своевременности и полноты уплаты сбора. Детальный разбор положений указанного закона представлен в нашем алерте.
26 марта 2025 г. Минцифры России опубликовало проект постановления Правительства РФ «Об утверждении особенностей исчисления и уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 статьи 18.2 Федерального закона «О рекламе», и порядка осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты таких отчислений» (далее – «Проект постановления»).
Целью Проекта постановления является внесение деталей в правила исчисления и уплаты рекламного сбора, а также установление порядка мониторинга своевременности уплаты рекламного сбора участниками рынка.
В настоящее время Проект постановления проходит стадию антикоррупционной экспертизы (предполагаемая дата окончания 1 апреля 2025 г.) и стадию публичных обсуждений (предполагаемая дата окончания 15 апреля 2025 г.). По результатам утверждения Проекта постановления, его положения вступят в силу с даты его опубликования, но не ранее 1 апреля 2025 г.
Обзор ключевых положений Проекта постановления
Плательщики рекламного сбора: рекламораспространители, операторы рекламных систем, посредники и агенты, которые:
- заключили договор с рекламодателем или
- заключили договор с агентом, заключившим договор с рекламодателем или другими агентами.
Главный принцип – один плательщик в цепочке оказания услуг:
- Если рекламный сбор уплачивает один из напрямую работающих с рекламодателем участников договорной цепочки, например, рекламораспространитель / оператор рекламных систем / посредник, то другие участники договорной цепочки не платят.
Если рекламный сбор платит агент, то он исполняет обязанность по уплате рекламного сбора только с собственного агентского вознаграждения. При этом обязанность по уплате рекламного сбора также сохраняется на уровне рекламораспространителя / оператора рекламных систем / иных посредников. В таком случае остается открытым вопрос, как в рамках рассматриваемой структуры договорной цепочки иные участники, напрямую работающие с рекламодателем, будут уплачивать рекламный сбор.
Однако агент вправе уплатить рекламный сбор в полном объеме, тогда все остальные участники договорной цепочки освобождаются от обязательства по уплате рекламного сбора.
Таким образом, подход к уплате рекламного сбора в отношении каждой распространяемой рекламы зависит от договорной цепочки и выбора плательщика сторонами сделки.
База для исчисления рекламного сбора в размере 3% рассчитывается от следующих сумм:
- доходов рекламораспространителей, операторов рекламных систем и посредников, полученных от услуг по размещению рекламы в Интернете в рамках договора с рекламодателем;
- доходов агентов, которые действуют по поручению и за счет рекламодателя и / или рекламораспространителя, в целях исполнения договора, заключенного с рекламодателем.
Важно, сведения о доходе от распространения рекламы в Интернете должны соответствовать бухгалтерскому учету, актам сдачи-приемки услуг и первичным документам плательщиков рекламного сбора.
Сроки исчисления и порядок уплаты рекламного сбора
Платежным периодом признается квартал, отсчёт которого ведется с начала календарного года.
Не позднее 15 числа второго месяца квартала, следующего за платежным периодом, в личном кабинете плательщика на официальном сайте Роскомнадзора, ведомством будет сформирован расчет рекламного сбора, подлежащего уплате за соответствующий квартал. Указанный расчет должен быть проверен и подтвержден плательщиком в течение 10 календарных дней путем подписания представленного расчета в личном кабинете с помощью усиленной квалифицированной подписи или простой электронной подписи.
Кроме того, плательщик вправе направить в Роскомнадзор уточненные сведения для расчета в течение этих же 10 календарных дней. На основании уточненных сведений, полученных от плательщика, Роскомнадзор в течение 5 календарных дней с даты получения уточненных сведений направляет обновленный расчет в личный кабинет плательщика, который, в свою очередь, должен проверить и подтвердить указанный расчет в течение 10 календарных дней с даты получения обновленного расчета, путем подписания в личном кабинете.
Если плательщик не подтвердил расчет или не представил уточненные сведения, то расчет будет считаться принятым и подтвержденным плательщиком автоматически по истечении 10 календарных дней с даты его направления в личный кабинет.
Обязательство по уплате рекламного сбора на основании представленного ведомством расчета необходимо исполнить не позднее 5 числа третьего месяца квартала, следующего за платежным периодом.
По результатам получения Роскомнадзором информации о поступлении платежа, в течение 1 рабочего дня плательщику направляется уведомление об оплате.
Излишне уплаченные средства можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей через заявление в Роскомнадзор.
Таким образом, на примере 2 квартала 2025 г., указанный выше порядок уплаты рекламного сбора будет следующим:
Порядок уплаты (на примере 2 квартала 2025 г.)

Мониторинг и контроль исполнения обязательств по уплате рекламного сбора
Мониторинг своевременности уплаты рекламного сбора будет проводиться на постоянной основе Роскомнадзором на основании сведений, полученных от плательщиков сбора, а также сведений о поступивших платежах из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. При этом мониторинг будет проводиться без прямого взаимодействия с плательщиками рекламного сбора.
Не позднее 20 числа месяца предшествующего году (т.е. не позднее 20 декабря), за который будет проводиться мониторинг, Роскомнадзор обязан представить план мониторинга в Минцифры России. В плане указываются: цель, сроки, категории плательщиков, срок и порядок представления отчета о результатах мониторинга.
По окончании периода мониторинга (т.е. года) и не позднее 20 числа месяца, предшествующего следующему году (т.е., не позднее 20 декабря) Роскомнадзор также представляет в Минцифры России отчет о проведенном мониторинге, который будет включать списки тех плательщиков, которые уплатили / не уплатили рекламный сбор.
Если в ходе мониторинга Роскомнадзор выявил факт неуплаты / недоплаты рекламного сбора, плательщику направляется уведомление о выявленном нарушении и возможности предоставления плательщиком обоснования о допущенном нарушении в срок не позднее 7 рабочих дней с даты получения уведомления о нарушении. Если обоснование плательщика не принято Роскомнадзором или не представлено плательщиком, то Роскомнадзором выставляется требование об уплате недоимки. В случае непогашения плательщиком недоимки в течение 10 календарных дней сумма недоимки взыскивается в судебном порядке.
Таким образом, обозначенный выше процесс мониторинга своевременности уплаты рекламного сбора должен обеспечить полноту поступления денежных средств в российский бюджет.
Что важно учесть бизнесу в связи с вводимыми правилами уплаты рекламного сбора
В связи с увеличением фискальной и административной нагрузки на участников рекламного бизнеса рекомендуем уже сейчас провести работу над следующими ключевыми аспектами:
-
Взаимодействие с контрагентами в цепочке реализации услуг по распространению рекламы в Интернете с целью определения «правил игры», а именно, получения четкого понимания порядка исчисления и уплаты рекламного сбора в отношении каждой распространяемой рекламы в Интернете.
-
Анализ портфеля оказываемых услуг с целью определения услуг, непосредственно, относящихся к распространению рекламы в Интернете.
-
Анализ подхода компании к позиционированию оказываемых услуг в публичных источниках.
-
Анализ видов договоров (оказания услуг vs агентский) и формируемых к ним документов с целью отражения следующих аспектов:
- какие услуги по договору подпадают под обложение рекламным сбором;
- за каким участником цепочки закрепляется обязанность по уплате рекламного сбора;
- коммерческие положения об ответственности участников цепочки за неисполнение обязательств по уплате рекламного сбора и возмещение убытков другим участникам в случае получения претензии со стороны Роскомнадзора о неуплате сбора.
-
Настройка внутренних процессов компании, связанных с действиями в личном кабинете на сайте Роскомнадзора с целью уплаты рекламного сбора, включая своевременное реагирование на различные уведомления Роскомнадзора.
-
Анализ смежных налоговых вопросов, которые могут возникнуть в связи с необходимостью уплаты рекламного сбора и адаптации подходов компании к ведению бизнеса, например, учёт расходов на уплату рекламного сбора, рекламных расходов для целей налога на прибыль.
Команда Б1 готова оказать профессиональное содействие по всем вышеуказанным аспектам.
АВТОРЫ
.jpg)
Наталья Хобракова
Партнер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Вадим Ильин
Партнер Б1
Руководитель группы по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Василиса Асанова
Старший менеджер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Кристина Науменко
Младший менеджер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Посмотреть все
Рекламный сбор: предложены детали исчисления и уплаты
26 марта 2025 Минцифры опубликовало проект постановления Правительства РФ «Об утверждении особенностей исчисления и уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 статьи 18.2 Федерального закона «О рекламе», и порядка осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты таких отчислений». Целью Проекта постановления является внесение деталей в правила исчисления и уплаты рекламного сбора, а также установление порядка мониторинга своевременности уплаты рекламного сбора участниками рынка.
28.03.2025
.jpg)
Проект изменений правил ИТ-аккредитации: суть и влияние на применение налоговых ИТ-льгот
14 февраля 2025 был опубликован новый проект постановления Правительства РФ об изменении в положение об ИТ-аккредитации, публичное обсуждение которого продлится до 13 марта. После публичного обсуждения проект должен будет пройти ещё несколько стадий, после которых последует рассмотрение в Правительстве.
26.02.2025

РФ и ОАЭ подписали новое Соглашение об избежании двойного налогообложения
17 февраля 2025 РФ и ОАЭ подписали новое соглашение об избежании двойного налогообложения. По заявлению Минфина РФ стороны направят все усилия для обеспечения вступления в силу документа с 2026 года. Соглашение подписано на русском, арабском и английском языках, в случае расхождений в формулировках, редакция на английском будет превалировать.
20.02.2025

Новый вид отчетности МГК: формат утвержден! Готовы ли к подаче?
27 декабря 2024 был опубликован Приказ ФНС от 10.12.2024 № ЕД-7-13/1115@, который устанавливает формат представления в налоговый орган сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний (МГК), финансовой отчетности участников МГК в электронной форме. Приказ вступил в силу 27 января 2025 года.
29.01.2025

Утверждение нового перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами
20 декабря 2024 был опубликован Приказ ФНС России от 30.10.2024 № ЕД-7-17/915@, утверждающий новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами. Приказ вступил в силу 31 декабря 2024.
24.01.2025
.jpg)
Включение лицензионных платежей за право использования товарных знаков на готовую продукцию в таможенную стоимость сырья: анализ судебного дела и ключевые выводы
Включение в таможенную стоимость ввозимого сырья производственных лицензионных платежей на протяжении последних нескольких лет является предметом активных судебных споров с таможенными органами. Предлагаем ознакомиться с одним из последних судебных актов по данной теме, принятым в пользу таможенного органа.
13.01.2025

Обновленный перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией
31 декабря 2024 года вступает в силу Приказ ФНС России от 30 октября 2024 года № ЕД-7-17/916@ «Об утверждении перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информации». Главным нововведением Приказа стало исключение 26 стран – членов ЕС из списка государств, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. Вместо них добавлены 4 новых государства (Армения, Камерун, Руанда, Ямайка) и территория (Ниуэ).
27.12.2024

Введены отчисления за распространение рекламы
Совет Федерации РФ одобрил законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» , который вводит отчисления за распространение рекламы в интернете. Предполагается, что нормы об отчислениях вступят в силу с 1 апреля 2025 года.
23.12.2024