Tax Messenger
Новый вид отчетности МГК: формат утвержден! Готовы ли к подаче?
29.01.2025 г.
27 декабря 2024 был опубликован Приказ Федеральной налоговой службы от 10.12.2024 № ЕД-7-13/1115@ (далее – «Приказ»), который устанавливает формат представления в налоговый орган сведений из консолидированной финансовой отчетности (далее – «КФО») международной группы компаний (далее – «МГК»), финансовой отчетности участников МГК в электронной форме.
Приказ вступил в силу 27 января 2025 года.
Напомним, что Приказ принят в связи с изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – «НК РФ»), вступившими в силу с 1 января 2024, а именно в связи с введением в НК РФ статьи 105.16-7, которая устанавливает обязанность для российских материнских компаний и уполномоченных участников МГК представлять в российские налоговые органы сведения из консолидированной финансовой отчетности МГК и финансовой отчетности участников МГК (далее – «Сведения») при соблюдении определенных условий.
Последствия для налогоплательщиков
Согласно положениям статьи 105.16-7 НК РФ, материнские компании или уполномоченные участники МГК, являющиеся налоговыми резидентами РФ, должны представлять в налоговые органы Сведения при одновременном соблюдении следующих условий:
- Хотя бы один участник МГК совершил контролируемые сделки в области внешней торговли, предметом которых являются товары мировой биржевой торговли[1]
- Более 50% активов МГК по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую году совершения таким участником контролируемых сделок, находится на территории РФ.
При выполнении соответствующих условий, материнские компании или уполномоченные участники МГК, являющиеся налоговыми резидентами РФ, должны представить в налоговые органы следующие сведения:
- КФО такой МГК
- Информацию из финансовой отчетности участников МГК, которые:
- Совершили Контролируемые сделки и / или
- Совершили сделки по последующей реализации указанных товаров (если применимо) и / или
- Обеспечивали совершение указанных сделок (если применимо).
Подробнее о том, на кого распространяется обязанность по подаче Сведений, а также о том, какие Сведения необходимо представлять, вы можете узнать в нашем предыдущем обзоре.
Утвержденное Приказом содержание Сведений в целом соответствует ранее опубликованному проекту Приказа, однако в финальную версию были внесены несколько изменений:
- Удален элемент «Финансовые вложения»
- Элемент «Прочие основные средства» заменен на «Прочие внеоборотные активы»
- Добавлен элемент «Внеоборотные активы»
- Добавлен элемент «Код валюты».
При этом были уточнены методологические аспекты заполнения Сведений путем внесения технических изменений, включая следующие:
- Названия элементов, содержащих слово «прибыль», дополнены словом «убыток» (например, «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», «Валовая прибыль (убыток)»)
- Название элемента «Доля участия» изменено на «Доля прямого / косвенного участия»
- Название элемента «Заемные средства» изменено на «Заемные средства (долгосрочные)»
- Название элемента «Количество работников» изменено на «Количество работников на отчетную дату»
- Название элемента «Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю» изменено на «Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к валюте отчетности»
- Изменен формат элементов «Значение показателя на отчетную дату / за отчетный период» и «Значение показателя на отчетную дату предыдущего периода / за предыдущий отчетный период».
Несмотря на то, что изменения по большей части носят технический / уточняющий характер, налогоплательщикам необходимо учитывать данные изменения в рамках разработки автоматизированных решений для подготовки Сведений, а также при разработке методологии по заполнению Сведений.
Обращаем внимание, что в опубликованном Приказе также, как и в опубликованном ранее проекте Приказа, отсутствует приложение, описывающее порядок заполнения Сведений (как, например, в Приказах, утверждающих форму уведомления о контролируемых сделках, уведомления об участии в МГК или странового отчета). Ввиду отсутствия утвержденного порядка заполнения Сведений, а также официальных разъяснений от налоговых органов по заполнению Сведений, при заполнении формы Сведений могут возникать различные технические и методологические вопросы.
В связи с этим необходимо заранее проработать подход к решению методологических вопросов при заполнении полей Сведений в целях своевременной подготовки и подачи корректно заполненной формы Сведений, а также подготовки ответов на вопросы со стороны налоговых органов при их возникновении.
Сведения должны быть представлены в налоговые органы в электронной форме (в формате XML) по телекоммуникационным каналам связи в срок не позднее 12 месяцев с даты окончания финансового года, в котором были совершены Контролируемые сделки.
Напоминаем, что 2024 год станет первым отчетным периодом для российских материнских компаний или уполномоченных участников МГК, которые удовлетворяют перечисленным условиям и участники которых в 2024 совершали Контролируемые сделки. Сведения должны быть представлены в ФНС России до 31 декабря 2025 в случае, если финансовый год МГК совпадает с календарным.
Согласно пункту 4 статьи 129.11 НК РФ за непредставление в установленный срок или представление недостоверных Сведений предусмотрен штраф в размере 1 млн рублей.
Рекомендации
- Провести анализ распределения активов МГК на территории РФ и в иностранных юрисдикциях присутствия группы
- Проанализировать сделки участников МГК за отчетный период на предмет их возможной квалификации как контролируемых
- Определить наличие или отсутствие обязанности по подаче Сведений
- Предусмотреть адаптацию внутренних процессов, программ и учетных систем для анализа и сбора необходимой информации для подготовки Сведений
- Разработать централизованный подход к подготовке отчетности по ТЦО, включая Уведомление о контролируемых сделках, новая форма которого также была утверждена ФНС России в конце 2024.
Как Б1 может помочь?
- Анализ сделок, совершенных участниками МГК, на предмет признания их контролируемыми для целей определения наличия или отсутствия обязанности по представлению Сведений
- Подготовка Сведений в соответствии с российскими требованиями в формате XML в специально разработанной специалистами Б1 программе на основании выгрузки данных из учетных систем налогоплательщика
- Содействие в разработке внутренних процессов и контролей необходимых для сбора данных и подготовки Сведений с учетом особенностей деятельности и учетных систем налогоплательщика
- Адаптация внутренних процессов, программ и учетных систем налогоплательщика в целях самостоятельного сбора необходимой информации для корректной подготовки и формирования XML-схемы Сведений
- Методологическая поддержка по различным вопросам, связанным с подготовкой Сведений, включая поддержку в рамках взаимодействия с налоговыми органами
- Подача Сведений в формате XML от имени налогоплательщика в российские налоговые органы
- Поддержка в выявлении и анализе рисков ТЦО в контролируемых сделках, а также сделках, приравненных к контролируемым, в том числе с независимыми зарубежными контрагентами, зарегистрированными в странах, входящих в так называемый «Черный список» Министерства финансов РФ
- Подготовка и методологическая поддержка по подготовке иной отчетности по ТЦО, в том числе, Уведомлений о контролируемых сделках, Уведомлений об участии в МГК, Страновых отчетов и др.
АВТОРЫ
Мария Фролова
Партнер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Руслан Раджабов
Партнер Б1
Руководитель группы трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Руслан Гаспарян
Директор Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Дарья Еронтьева
Менеджер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Показать ссылки
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Введение электронной системы выставления счетов-фактур в ОАЭ
Министерство Финансов ОАЭ выпустило два решения, посвященные системе электронного выставления НДС счетов. В установленные сроки компании обязаны назначить поставщика услуг, аккредитованного администрировать электронную систему выставления, получения и верификации электронных НДС счетов, и внедрить электронную систему взаимодействия по работе с ними.
13.11.2025
Изменения в налоговом законодательстве Республики Казахстан с 1 января 2026 года
В Республике Казахстан была проведена масштабная налоговая реформа, в результате которой был принят новый Налоговый кодекс, который будет применяться с 1 января 2026 г. В настоящее время в проработке остаются несколько законопроектов и подзаконных актов, дополняющих и поясняющих положения нового НК РК. Предлагаем краткий обзор изменений.
30.10.2025
Особенности ведения раздельного учета НДС в ОАЭ
В сентябре 2025 года Федеральная налоговая служба ОАЭ (FTA) выпустила обновленное руководство о раздельном учете НДС, заменяющее руководство от июня 2023 года. Документ содержит разъяснения о применении стандартного и специальных методов раздельного учета входящего НДС, а также вводит уточнения в порядок применения фиксированного процента возмещения.
10.10.2025
Новые правила обложения НДС реализации товаров иностранными поставщиками из стран, отличных от ЕАЭС, через электронные торговые площадки
2 октября 2025 года на regulation.gov был внесен проект поправок, предусматривающий введение в НК РФ нового порядка обложения НДС при реализации товаров иностранными поставщиками (кроме резидентов стран ЕАЭС), через электронные торговые площадки. Согласно Законопроекту, НДС вводится на иностранные товары электронной торговли, приобретаемые физическими лицами на маркетплейсах.
08.10.2025
Планируя бюджет-2026, Минфин предлагает изменения в налоговое законодательство
Минфин России внес в Правительство РФ пакет законопроектов, включая законопроект о внесении отдельных изменений в НК РФ. Предлагаем краткий обзор планируемых изменений. На момент написания настоящего алерта текст законопроекта еще не был опубликован. Наши комментарии основаны на информационном сообщении Минфина о планируемых изменениях от 24 сентября 2025 года и информации об изменениях, представленной в более ранних законопроектах.
03.10.2025
Официальное разъяснение относительно налогообложения прибыли структур по управлению семейным капиталом
19 сентября 2025 г. Федеральная налоговая служба (ФНС) ОАЭ опубликовала Официальное разъяснение № 8 относительно налогообложения прибыли структур по управлению семейным капиталом, включая SFO и MFO.
02.10.2025
Проверки таможенной стоимости, начатые до выпуска товаров: «подводные камни» и последствия
Одно из основных направлений развития таможенного администрирования в РФ является — смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Однако проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатые до выпуска товаров в соответствии со ст. 325 ТК ЕАЭС, продолжают оставаться эффективным инструментом доначисления таможенных платежей таможенными органами.
15.09.2025
Правительством РФ внесены важные изменения в части подтверждения происхождения товаров, к которым могут применяться повышенные таможенные пошлины
В этой статье эксперты Группы компаний Б1 приводят обзор наиболее важных изменений в постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.03.2022 № 100».
12.09.2025