Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Tax Messenger

Последствия летнего Постановления Конституционного Суда: применение общего срока о назначении проверки ТЦО и новое решение по делу ВымпелКом

27.02.2024 г.

Поделиться

26 февраля 2024 Президент РФ подписал Федеральный закон № 39-ФЗ «О внесении изменения в статью 105.17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее – «НК РФ»)» (далее – «Закон»), направленный на уточнение срока принятия решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (далее – «Проверка ТЦО»). Закон был также опубликован на официальном интернет-портале правовой информации и вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Проект Федерального Закона о внесении изменения в статью 105.17 части первой НК РФ (далее – «Законопроект») был внесен  в Государственную Думу Российской Федерации (далее – «ГД РФ») 16 ноября 2023.

15 февраля 2024 ГД РФ приняла Законопроект в третьем чтении, после чего он был одобрен Советом Федерации РФ 21 февраля. Как показало обсуждение в ГД РФ, Законопроект потребовал уточнение в части положения о вступлении нововведений в силу. Так текст Законопроекта в рамках 1 чтения содержал следующее положение: «новый порядок вступает в силу с 1 января 2024, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования». Однако, по результатам рассмотрений во 2 и 3 чтениях фраза «… с 1 января 2024 года, но не ранее чем …» была удалена. 

Согласно действующему порядку, который предусмотрен абзацем 1 пункта 2 статьи 105.17 НК РФ, ФНС России имеет право назначать проведение Проверки ТЦО в течение двух лет после получения Уведомления о контролируемых сделках (далее – «Уведомление») или извещения территориального налогового органа. При этом текущая редакция нормы не дает однозначного ответа на вопрос, с какого именно момента начинается исчисление данного срока в случае подачи уточненного Уведомления – с момента подачи первичного или уточненного Уведомления.

Принятый Закон исключает из указанной нормы положение о двухлетнем сроке для назначения такой проверки[1]. После вступления Закона в силу в НК РФ останется норма, закрепляющая, что в рамках Проверки ТЦО могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет (а в некоторых случаях – пяти календарных лет), предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (абзац 1 пункта 5 статьи 105.17 НК РФ).

Таким образом, период для назначения Проверки ТЦО больше не будет «привязан» к дате предоставления первичного или уточненного Уведомления, и с отменой специального порядка в отношении вынесения решения о проведении Проверок ТЦО будет действовать общий режим назначения налоговых проверок.

Основанием для внесения данного Законопроекта в ГД РФ послужило принятое в июле 2023 Постановление КС РФ № 41-П (далее – «Постановление КС РФ») по делу о проверке конституционности абзаца 1 пункта 2 статьи 105.17 НК РФ[2] в связи с жалобой ПАО «Вымпел-Коммуникации» (далее – «ВымпелКом» или «Общество»).

Данное Постановление КС РФ также явилось основанием для пересмотра по новым обстоятельствам решения суда первой инстанции по делу ВымпелКом.

Предыстория

Напомним, что ранее ВымпелКом в суде оспаривало правомерность принятия ФНС России решения о проведении Проверки ТЦО. Общество ссылалось на то, что у ФНС России отсутствовали объективные причины и основания для определения начала течения двухлетнего срока назначения Проверки ТЦО с даты получения уточненного Уведомления, поскольку в уточненном Уведомлении содержались новые данные об иных контролируемых сделках, а информация по сделкам с Veon Wholesale Services B.V., в отношении которых была инициирована проверка ТЦО, не претерпела существенных изменений и соответствовала сведениям, указанным ранее в первичном Уведомлении.

Кроме того, Общество отмечало, что срок назначения Проверки ТЦО продлевается только в случае представления уточненной налоговой декларации и только в отношении тех сделок, информация о которых была изменена. Суды всех инстанций (в том числе, Верховный Суд Российской Федерации) поддержали позицию ФНС России, после чего ВымпелКом обратилось с указанной жалобой в КС РФ.

По результатам рассмотрения жалобы КС РФ признал абзац 1 пункта 2 статьи 105.17 НК РФ не соответствующим Конституции РФ, а также постановил федеральному законодателю внести в правовое регулирование необходимые изменения c учетом возможности дифференцировать сроки для назначения Проверки ТЦО при получении первичного или уточненного Уведомления.

Подробнее об истории развития дела ВымпелКом и результатах рассмотрения жалобы Конституционным Судом читайте в нашем предыдущем обзоре.

Пересмотр дела

25 сентября 2023 в Арбитражный суд города Москвы (далее – «Суд») от ВымпелКом поступило заявление о пересмотре решения Суда от 31 мая 2021 по делу № А40-36350/21-140-1024 по новым обстоятельствам.

Основанием для пересмотра решения Суда явились выводы, изложенные в Постановлении КС РФ, в соответствии с которым абзац 1 пункта 2 статьи 105.17 НК РФ признан не соответствующим Конституции РФ в части исчисления предусмотренного срока на принятие ФНС России решения о проведении Проверки ТЦО со дня получения уточненного Уведомления в том случае, когда в первичном Уведомлении были приведены сведения об этой сделке и налоговый орган в решении не обосновал, что новые содержащиеся в уточненном Уведомлении сведения об этой или иных сделках являются значимыми для целей принятия соответствующего решения.

Решением Суда от 21 ноября 2023 заявление ВымпелКом о пересмотре решения Суда было удовлетворено, дело было назначено к повторному рассмотрению. 

Однако, 7 февраля 2024 Суд решением по делу № А40-36350/21-140-1024 вновь встал на сторону ФНС России, отказав ВымпелКом в удовлетворении заявленных требований. Свое решение Суд мотивировал следующим образом:

1. Согласно Постановлению КС РФ, в ряде случаев решение о проверке контролируемых сделок может быть вынесено ФНС России не позднее двух лет со дня получения уточненного Уведомления с учетом объема, содержания и характера внесенных изменений;

2. Применительно к вопросу уточнения сведений о ранее отраженных в Уведомлении сделках, КС РФ указал, что новыми сведениями являются как: 

  • новые сведения о конкретной сделке, так и 
  • сведения об иных сделках, если такие сведения являются значимыми для целей налогообложения;

3. В уточненном Уведомлении налогоплательщиком была представлена информация о сделке, не включенной в первичное Уведомление (далее – «Добавленная сделка»), которая являлась самой крупной сделкой налогоплательщика, связанной с оказанием услуг, а также была связана с услугами, оказанными в рамках сделки, ранее отраженной в Уведомлении;

4. Предмет Добавленной сделки частично охватывал предмет сделки, в связи с совершением которой было вынесено решение о проведении Проверки ТЦО (далее – «Проверяемая сделка»): 

  • услуги, оказываемые материнской компанией группы в рамках Добавленной сделки, охватывали услуги, оказываемые сестринской компанией в рамках Проверяемой сделки, что указывает на значимость данной информации для целей налогового контроля, что и послужило основанием для проведения контрольных мероприятий в отношении указанных сделок

Суд полагает, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ, исчисление срока на назначение Проверки ТЦО с даты получения уточненного Уведомления возможно в следующих случаях: 

  • сведения о сделке были впервые указаны только в уточненном Уведомлении, поскольку в этом случае очевидна новизна для налогового органа такой информации;
  • в первичном Уведомлении были приведены сведения о сделке, но в уточненном Уведомлении представлены новые сведения об этой же сделке, которые являются значимыми для назначения проверки; 
  • в первичном Уведомлении были приведены сведения о сделке, но в уточненном Уведомлении появилась информация об иных сделках, которая является значимой для целей назначения проверки сделки. 
     

Таким образом, Суд отказал ВымпелКом в удовлетворении требований в связи с тем, что в первичном Уведомлении не была указана значимая для целей налогового контроля Проверяемой сделки информация, в частности, иная сделка с материнской компанией (Добавленная сделка), предмет которой частично охватывал предмет Проверяемой сделки.

ФНС России, давая оценку информации, указанной в первичном Уведомлении в отношении Проверяемой сделки, до подачи уточненного Уведомления не располагала сведениями о ряде значимых с точки зрения налогового контроля обстоятельствах, необходимых для идентификации сделок.

Выводы

Как показывает практика, своевременная подача правильно подготовленного Уведомления, которое не вызывает дополнительных вопросов со стороны налоговых органов, является важным фактором минимизации рисков будущих ТЦО и налоговых проверок.

Трехлетняя история дела ВымпелКом помогла выявить существующие неясности в законодательстве, в данном случае касающиеся двойного толкования норм о сроках назначения Проверок ТЦО, и послужила основанием для внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство.

После вступления Закона в силу Проверки ТЦО будут назначаться вне зависимости от даты получения Уведомления налоговыми органами, что устранит двойное толкование норм ст. 105.17 НК РФ и позволит налогоплательщикам уточнять информацию в Уведомлении, не опасаясь увеличения сроков для назначения возможной Проверки ТЦО, что, в свою очередь, позволит ФНС России получать более полную и точную информацию о сделках, совершенных налогоплательщиками, для целей проведения предпроверочного анализа по ТЦО и выявления рисков ТЦО.

Таким образом, со дня вступления Закона в силу ФНС России сможет назначать Проверки ТЦО в отношении сделок, совершенных в течение трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении Проверки ТЦО. Однако, на данный момент отсутствуют разъяснения в отношении периода, за который могут быть проверены контролируемые сделки после вступления Закона в силу. В частности, существует неясность, будет ли общий режим налоговых проверок применяться только к сделкам, совершенным после вступления Закона в силу, или же ФНС России до конца 2024 сможет вынести решение о проверке контролируемых сделок, совершенных налогоплательщиком в 2021 – 2023.

Кроме того, дело ВымпелКом также показало, что ФНС России при принятии решений об инициировании Проверки ТЦО тщательно анализирует данные из Уведомлений. В этой связи информация, которая отражается в Уведомлении, должна быть полной, достоверной и детальной, а также отражаться с учетом всех рекомендаций налоговых органов и судебной практики.

Приближение срока подачи Уведомлений за 2023

Напоминаем, что Уведомления за 2023 должны быть представлены в налоговые органы в срок до 20 мая 2024 в соответствии с действующей формой, установленной Приказом ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ (ред. от 16.07.2020) «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках…».

В связи с недавними изменениями в НК РФ, в том числе касающихся сведений, которые должны быть отражены в Уведомлении, мы напоминаем, что со следующего года изменится форма представления Уведомлений. Кроме того, значительно увеличиваются штрафы за непредставление в установленный срок Уведомления или представление Уведомления, содержащего недостоверные сведения. Штраф за непредставление Уведомления или представление недостоверных сведений в отношении периодов, доходы / расходы по которым признаются с 1 января 2024, составит 100 000 рублей.

Как мы можем помочь

Время для подачи отчетности по ТЦО — сдавайтесь правильно!

Группа компаний Б1 обладает уникальным опытом и компетенциями для оказания поддержки в рамках подготовки всех видов отчетности по ТЦО в России и в иностранных юрисдикциях.

Подробнее

Как Б1 может помочь?

Команда Б1 будет рада оказать вам содействие в проработке следующих вопросов в отношении подготовки и подачи Уведомлений:

  • подготовка Уведомления в формате XML с использованием специально разработанной специалистами Б1 программы на основании выгрузки данных из учетных систем налогоплательщика;
  • доработка Уведомления в формате XML, сформированного налогоплательщиком самостоятельно на базе автоматизированных систем учета;
  • разработка методологии по сбору данных и подготовке Уведомлений с учетом законодательных требований, судебной практики, особенностей деятельности и учетных систем налогоплательщика;
  • содействие в разработке внутренних процессов и контролей необходимых для сбора данных и подготовки Уведомлений с учетом особенностей деятельности и учетных систем налогоплательщика;
  • методологическая поддержка при самостоятельной подготовке налогоплательщиком Уведомления (в том числе в системе 1С с модулем по подготовке уведомления о контролируемых сделках);
  • проверка «зеркальности» отображения информации в уведомлениях всех сторон контролируемых сделок в случае подготовки отдельных Уведомлений несколькими компаниями группы;
  • поддержка в выявлении и диагностике контролируемых сделок, а также сделок, приравненных к контролируемым, в том числе с независимыми зарубежными контрагентами, зарегистрированными в странах, входящих в так называемый «Черный список» Министерства финансов РФ.

АВТОРЫ

  • Мария Фролова, партнер, практика налоговых и юридических услуг
  • Руслан Раджабов, партнер, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
  • Василий Анищенко, партнер, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
  • Юрий Михайлов, директор, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования институтам финансового сектора
  • Руслан Гаспарян, директор, практика налоговых и юридических услуг
  • Дарья Еронтьева, младший менеджер Б1, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования институтам финансового сектора
  • Анна Ашуркова, консультант, практика налоговых и юридических услуг

Показать ссылки

ДРУГИЕ ОБЗОРЫ
Посмотреть все