Уточненное Уведомление о контролируемых сделках – когда не приводит к открытию проверки ТЦО?
09.08.2023 г.
Судебная практика
14 июля 2023 года было опубликовано Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 41-П (Постановление КС РФ) по делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)[1] в связи с жалобой ПАО «Вымпел-Коммуникации» (ВымпелКом).
По результатам рассмотрения жалобы ВымпелКом КС РФ постановил:
1. Признать абзац первый пункта 2 статьи 105.17 НК РФ не соответствующим Конституции Российской Федерации, поскольку:
- В текущем виде абзац трактуется в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой и влечет исчисление предусмотренного им срока на принятие ФНС России решения о проведении Проверки ТЦО со дня получения уточненного Уведомления в том случае, когда в первоначальном Уведомлении были приведены сведения о контролируемой сделке, и налоговый орган в решении не обосновал, что новые содержащиеся в уточненном Уведомлении сведения об этой или иных сделках являются значимыми для целей принятия решения о проведении Проверки ТЦО.
2. Федеральному законодателю внести в правовое регулирование необходимые изменения, c учетом возможности:
- Дифференцировать сроки для назначения ФНС России Проверки ТЦО при получении первоначального или уточненного Уведомления, в том числе с учетом того, получено ли уточненное Уведомление до начала исчисления двухлетнего срока со дня получения первоначального Уведомления или после.
3. До момента внесения изменений в законодательство, исчисление срока для назначения Проверки ТЦО в отношении конкретной контролируемой сделки при получении уточненного Уведомления осуществляется со дня получения налоговым органом:
- Уточненного Уведомления, если в нем впервые приведены сведения о сделке или содержатся существенные изменения сведений относительно первоначально поданного Уведомления.
- Первоначального Уведомления, в случае, когда вносятся изменения, которые не препятствуют идентификации контролируемых сделок.
Напомним, что согласно пункту 3 статьи 105.16 НК РФ, сведения о контролируемых сделках, отражаемые в Уведомлении, должны содержать следующую информацию:
- Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;
- Предметы сделок;
- Сведения об участниках сделок;
- Сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам.
Таким образом, КС РФ фактически согласился с позицией[2], ранее выраженной Верховным Судом РФ (ВС РФ), тем самым подтвердив неприменимость формального подхода к вопросам, связанным с предоставлением и проверкой Уведомлений, в том числе оценки существенности информации, включаемой в Уведомления.
История
Ранее ВымпелКом в суде оспаривало правомерность принятия ФНС России решения о проведении Проверки ТЦО позднее двух лет со дня получения уточненного Уведомления. При этом, во всех судебных инстанциях[3],[4],[5] суды поддержали позицию ФНС России. ВС РФ[6], в свою очередь, отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
Напомним, что 29 декабря 2020 ФНС России вынесла решение о проведении Проверки ТЦО в отношении контролируемых сделок, совершенных между ВымпелКом и Veon Wholesale Services B.V. в 2017. ВымпелКом посчитало, что у ФНС России отсутствуют объективные причины и установленные законом основания для определения начала течения двухлетнего срока назначения налоговой Проверки ТЦО с даты получения уточненного Уведомления, поскольку данные, указанные в уточненном Уведомлении, не претерпели существенных изменений и соответствовали сведениям, указанным ранее в первоначальном Уведомлении (за исключением изменения поля «Номер договора» – в первоначальном Уведомлении факт отсутствия у договора номера был отражен как «№ 0», а в уточненном Уведомлении как «№ б/н»), отметив, что срок назначения Проверки ТЦО продлевается только в случае представления уточненной налоговой декларации и только в отношении тех сделок, информация о которых была изменена.
Кроме того, ВымпелКом также обращалось в ВС РФ с административным иском о признании частично недействующими положений Порядка заполнения Уведомлений[7], на которых основывал свой вывод суд первой инстанции. ВС РФ отказал в удовлетворении требований ВымпелКом[8], отметив, что НК РФ не закрепляет частичной корректировки налогоплательщиком сведений, содержащихся в ранее представленном Уведомлении. Данное решение было оставлено без изменений Апелляционным определением Апелляционной коллегии ВС РФ[9].
Какие Выводы?
- Подготовка и подача Уведомления — актуально и важно. Своевременная подача правильно подготовленного Уведомления, которое не вызывает дополнительных вопросов со стороны налоговых органов является важным фактором минимизации рисков будущих ТЦО и налоговых проверок.
- ФНС России при принятии решений об инициировании проверок ТЦО анализирует данные из Уведомлений. В этой связи информация, которая отражается в Уведомлении, должна быть полной, достоверной и детальной, а также отражаться с учетом всех рекомендаций налоговых органов и судебной практики.
- Срок для инициирования проверки ТЦО может быть увеличен. КС РФ поддержал позицию налогоплательщика, однако также подтвердил, что в случае, если в Уведомление были внесены существенные изменения, то срок на вынесение решения о проведении Проверки ТЦО будет исчисляться с момента подачи уточненного Уведомления.
- Следить за ситуацией. С 1 июля 2023 года существенно увеличилось количество контролируемых сделок в связи с расширением так называемого «Черного списка» Министерства финансов РФ. В этой связи необходимо разработать внутренний процесс, связанный с подготовкой и заполнением Уведомлений и иметь в наличии детальную методологии по их заполнению.
Как Б1 может помочь?
Команда Б1 будет рада оказать вам содействие в проработке следующих вопросов в отношении подготовки и подачи Уведомлений:
- Подготовка Уведомления в формате XML в специально разработанной специалистами Б1 программе на основании выгрузки данных из учетных систем налогоплательщика.
- Доработка Уведомления в формате XML, сформированного налогоплательщиком самостоятельно на базе автоматизированных систем учета.
- Разработка методологии по сбору данных и подготовке Уведомлений с учетом законодательных требований, судебной практики, особенностей деятельности и учетных систем налогоплательщика.
- Содействие в разработке внутренних процессов и контролей необходимых для сбора данных и подготовки Уведомлений с учетом особенностей деятельности и учетных систем налогоплательщика.
- Методологическая поддержка при самостоятельной подготовке налогоплательщиком Уведомления (в том числе в системе 1С с модулем по подготовке уведомления о контролируемых сделках).
- Проверка «зеркальности» отображения информации в уведомлениях всех сторон контролируемых сделок в случае подготовки отдельных Уведомлений несколькими компаниями группы.
- Поддержка в выявлении и диагностике контролируемых сделок, а также сделок, приравненных к контролируемым, в том числе с независимыми зарубежными контрагентами, зарегистрированными в странах, входящих в так называемый «Черный список» Министерства финансов РФ.
Авторы:
- Юрий Михайлов, директор Б1, Yuriy.Mikhailov@b1.ru
- Руслан Гаспарян, директор Б1, Ruslan.Gasparyan@b1.ru
- Олег Алиев, старший консультант Б1, Oleg.Aliev@b1.ru
- Дарья Мустафина, старший консультант Б1, Daria.V.Mustafina@b1.ru
- Дарья Еронтьева, старший консультант Б1, Daria.Eronteva@b1.ru
Показать ссылки
-
[1] «2. Проверка проводится должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) о проведении проверки. Такое решение может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения, указанных в пункте 1 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящей статьей.».
-
[2] Пункт 10 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 НК РФ, утвержденного 16 февраля 2017 года Президиумом верховного суда, согласно которому перечень сведений, которые в обязательном порядке должны представляться налогоплательщиком ограничен четырьмя группами информации, поименованных в п. 3 ст. 105.16 НК РФ: календарный год, к которому относится уведомление, предметы сделок, сведения об их участниках, сумма полученных по сделкам доходов и (или) произведенных расходов.
-
[3] Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2021 по делу № А40-36350/2021.
-
[4] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022 № 09АП-45621/2021 по делу № А40-36350/2021.
-
[5] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.07.2022 № Ф05-13695/2022 по делу № А40-36350/2021
-
[6] Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2022 № 305-ЭС22-19084 по делу № А40-36350/2021.
-
[7] Приложение № 3 к приказу ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.
-
[8] Решение Верховного Суда РФ от 28.10.2021 № АКПИ21-714.
-
[9] Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10.02.2022 № АПЛ21-563.
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеОбзор правил ТЦО по финансовым сделкам в дружественных странах
В информационном бюллетене представлены ключевые выводы обзора правил ТЦО по финансовым сделкам в дружественных для России странах, которые необходимо принимать во внимание российским международным группам компаний при принятии решений о ценообразовании и совершении внутригрупповых финансовых сделок для целей соблюдения локального законодательства в области ТЦО.
05.05.2023
Правила трансфертного ценообразования (ТЦО) в Узбекистане: последствия для финансовых сделок и финансового сектора
1 января 2022 года вступил в силу Раздел VI «Налоговый контроль при трансфертном ценообразовании» Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее – «НК РУз» или «Правила ТЦО»). В данном информационном бюллетене представлен обзор Правил ТЦО в части применения для налогового контроля цен в отношении финансовых сделок и компаний финансового сектора.
10.04.2023
Обзор правил трансфертного ценообразования (ТЦО) в Таджикистане
1 января 2022 года вступил в силу новый Налоговый кодекс Республики Таджикистан, который содержит требования в отношении трансфертного ценообразования. Мы представляем краткий обзор основных положений Правил ТЦО, которые в целом соответствуют основным международным принципам, предусмотренным Рекомендациями ОЭСР.
23.03.2023
Обзор правил трансфертного ценообразования (ТЦО) в Узбекистане
1 января 2022 года вступил в силу Раздел VI «Налоговый контроль при трансфертном ценообразовании» Налогового кодекса Республики Узбекистан. Правила ТЦО ввели определение понятию «Контролируемые сделки», а также регламентируют подготовку Документации ТЦО и подачу Уведомления о контролируемых сделках, процесс заключения соглашений о ценообразовании, порядок проведения налогового контроля ТЦО и другое.
23.03.2023
Обзор планируемых изменений в области трансфертного ценообразования с 1 января 2023 года
Обзор планируемых изменений в области трансфертного ценообразования с 1 января 2023 года в Республике Беларусь, подготовленный специалистами Б1
07.12.2022
Трансфертное ценообразование (ТЦО) внутригрупповых финансовых сделок: новое время — новые вызовы
Информация в отношении налогового контроля цен по внутригрупповым финансовым сделкам в текущих экономических условиях.
12.07.2022
Взаимосогласительные процедуры по трансфертному ценообразованию (ТЦО) между Россией и Южной Кореей
Представлена информация о последнем Письме Минфина России в отношении запроса налогоплательщика на проведение взаимосогласительной процедуры по ТЦО между правительствами России и Южной Кореи
16.11.2022
Международная судебная практика ТЦО по финансовым сделкам
Обзор судебной практики ТЦО в Нидерландах за 2022 год в отношении внутригрупповых финансовых сделок и выводы.
13.01.2023