Обзор правил трансфертного ценообразования (ТЦО) в Таджикистане
23.03.2023 г.
1 января 2022 года вступил в силу новый Налоговый кодекс Республики Таджикистан (далее — «НК РТ»), который содержит требования в отношении трансфертного ценообразования (далее — «ТЦО»).
Положения соответствующей Главы 33 «Трансфертное ценообразование» НК РТ вступили в силу с 1 января 2023 года (далее — «Правила ТЦО») и вводят принцип «заключения договора на рыночных условиях», который должен применяться в соответствии с международными стандартами ТЦО к транснациональным предприятиям и налоговым органам[1].
В данном документе представлен краткий обзор основных положений Правил ТЦО, которые в целом соответствуют основным международным принципам, предусмотренным Рекомендациями ОЭСР.
Обращаем Ваше внимание, что наши комментарии основаны исключительно на нашей интерпретации положений Правил ТЦО, информации, которая доступна нам непосредственно после принятия Правил ТЦО, и нашем опыте и знаниях относительно международных принципов ТЦО.
Общие положения
Принцип «заключения договора на рыночных условиях» применяется в том случае, если доходы, расходы, прибыль или убыток, сформированные на основании договора о ТЦО взаимосвязанных лиц, отличаются от доходов, расходов, прибыли или убытка невзаимосвязанных лиц, сформированных в реальных рыночных условиях.
Разница между доходами, расходами, прибылью или убытком между взаимосвязанными и невзаимосвязанными лицами определяется путем сравнения случаев[2].
При этом, согласно НК РТ, приоритет в применении отдается Правилам ТЦО, в случае, если Правила ТЦО не соответствуют Руководству ОЭСР.
Взаимосвязанные лица
Правилами ТЦО предусмотрены 7 формальных критериев, на основании которых компании и физические лица могут быть признаны двумя взаимосвязанными сторонами сделки.
Основным критерием является доля участия, когда одна из сторон является прямым или косвенным владельцем не менее 25% капитала или права голоса другой стороны. Однако предусмотрено несколько особенностей, при которых стороны признаются взаимосвязанными, когда:
- Заем, предоставленный или обеспеченный одной стороной другой стороне, составляет более 50% балансовой стоимости всех активов другой стороны
- Сторона прямо или косвенно получает не менее 25% дохода в результате выполнения договора о сотрудничестве между обеими сторонами
- Одна из сторон является постоянным учреждением другой стороны.
В качестве взаимосвязанных могут быть признаны стороны сделки, если одна из них является резидентом страны с низкой ставкой налогообложения, если налогоплательщики не докажут, что они не связаны между собой.
Контролируемые сделки
К контролируемым сделкам относятся только сделки в области внешней торговли между взаимосвязанными лицами без ограничений и порогов по суммах доходов, а также типам операций.
Правила ТЦО вводят понятие договор о трансфертном ценообразовании, который является договором, включающим операцию или серию операций с выполнением всех следующих условий:
- Целью операции является: поставка или приобретение имущества, услуг; обращение с нематериальными или материальными активами; выделение кредитов.
- Операция осуществляется между взаимосвязанными лицами и
- Операция является трансграничной.
При этом трансграничной операцией является операция, если она совершается между:
- Резидентом и нерезидентом, за исключением случаев, когда операция осуществляется полностью в Таджикистане;
- Двумя резидентами, если деятельность одного или обоих, осуществляется через постоянное учреждение за пределами Таджикистана;
- Двумя нерезидентами, за исключением случаев, когда операция связана с деятельностью, осуществляемой через постоянные учреждения в Таджикистане, обоими нерезидентами.
Методы ТЦО
Правила ТЦО предусматривают применение 5 методов определения рыночной цены, подобных тем, которые используются в международной практике (допускается применение комбинации методов), а именно:
- Сопоставимой рыночной цены («МСРЦ)
- Цены перепродажи («МЦП»)
- Затраты плюс («МЗП»)
- Сопоставимой рентабельности операции («МСРО») и
- Разделение прибыли по операции («МРПО»).
Не предусмотрена какая-либо приоритетность использования методов за исключением приоритетного значения МСРЦ, который является наиболее точным и надежным методом применения принципа рыночных условий к ресурсам, продаваемым пользователями природных ресурсов.
Налогоплательщики также могут использовать любые методы ТЦО, а не только 5 предусмотренных Правилами ТЦО, если могут обосновать оба элемента:
- Ни один из методов не может быть надлежащим образом применен для определения соответствия доходов, расходов, прибыли и убытков, возникающих в рамках договора о трансфертном ценообразовании, принципу рыночных условий;
- Используемый метод приводит к результату, который сопоставим с результатами, достигнутыми в отношениях между независимыми лицами, действующими по принципу рыночных условий.
Правилами ТЦО предусмотрено, что налогоплательщики по контролируемым сделкам должны самостоятельно определить и скорректировать свои доходы, расходы, прибыль и убыток, на основании принципа рыночных условий. Однако не предусмотрено право налогоплательщиков корректировать сами цены или изменять наценки, в случае, если рентабельность налогоплательщика оказалась за пределами интервала рыночной рентабельности. Это может оказаться существенным ограничением для тех налогоплательщиков, которые используют МСРО или МРПО и может привести к двойному налогообложению прибыли для тех международных компаний, которые будут вынуждены провести такие корректировки в других юрисдикциях.
Источники информации
Правила ТЦО не содержат перечень источников информации, которые используются при определении соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам. Однако, налогоплательщики при применении каждого из методов ТЦО должны использовать достоверную информацию.
Документация ТЦО
В соответствии с Правилами ТЦО налогоплательщики обязаны составить документы (договоры, транспортные накладные, грузовые таможенные декларации, копии сопроводительных документов), удостоверяющие соответствие контролируемых сделок принципу рыночных условий.
Правилами ТЦО не предусмотрен формат и структура документации ТЦО за исключением того, что в документации ТЦО должна быть указана основа выбора использования метода или комбинации методов ТЦО.
При этом, для целей определения налогоплательщиками соответствия контролируемых сделок принципу рыночных условий необходимо учитывать следующее:
Соответствующие сильные и слабые стороны каждого метода ТЦО
Анализ выполняемых операций, используемых активов и рисков, принимаемых на себя каждой стороной (Функциональный анализ)
Сопоставимости условий в рамках контролируемых сделок и принципа рыночных условий, а также
Надежность корректировок, которые используются для устранения различий.
Документация ТЦО должна быть подготовлена и предоставлена в налоговые органы до подачи годовой декларации налога на доходы[3]. За невыполнение требований к документации ТЦО предусмотрена ответственность.
Правилами ТЦО предусмотрена возможность подготовки упрощенной документации по согласованию налоговых органов с Министерством финансов РТ для следующих категорий налогоплательщиков и операций[4]:
- Дистрибьюторы
- С низким объёмом трансграничных операций
- Субъекты среднего предпринимательства
- Внутригрупповые услуги компаний
- Предоставление кредитов и
- Технические услуги.
Тем не менее, упрощенные требования к документации ТЦО не применяются к:
- Роялти
- Лицензионным платежам
- Договорам о научно-исследовательских разработках и
- Другим нематериальным активам.
Согласно положениям статьи 99 НК РТ налогоплательщик (налоговый агент) либо его представитель, а также налоговый орган и (или) другие уполномоченные органы, участвующие в налоговых отношениях, составляют налоговую отчётность в электронной или бумажной формах на государственном языке[5].
Межстрановая отчетность
Правила ТЦО вводят понятие Отчёт с разбивкой по странам, который предоставляет налоговым органам доступ к информации о глобальной прибыли и налогах, уплачиваемых крупными корпоративными группами, работающими в Таджикистане и может быть использован налоговыми органами для оценки рисков ТЦО.
С 2023 года для Групп с глобальным влиянием (далее — «Группа») с общим годовым оборотом 4,7 млрд сомони[6] устанавливаются обязательные требования по подготовке и подаче Уведомлений об участии в группах с глобальным влиянием (далее — «Уведомление») и Отчётов с разбивкой по странам (далее — «Отчет»).
Отчет должен быть подготовлен и представлен в налоговые органы в течение 12 месяцев после завершения отчётного периода следующими резидентами Таджикистана, которые являются:
- Материнскими компаниями Групп
- Уполномоченными (суррогатными) материнскими компаниями Групп
- Членами Групп, Материнские компании которых не обязаны подавать Отчёты в своих странах резидентства и Группы не назначили Уполномоченные (суррогатные) материнские компании
- Члены Группы с учетом одного из следующих условий, если между Таджикистаном и страной резидентства конечных Материнских компаний Групп (далее — «Вторичная подача»)[7]:
- Отсутствует соглашение о компетентных органах[8], [9] и
- Существует соглашение о компетентных органах, но страна резидентства не соблюдает требования этого соглашения на регулярной основе[10].
Cодержание и информация, которую должен включать Отчет в целом соответствует Пункту 13 Плана BEPS[11].
Уведомление должно быть подготовлено по утвержденной форме и подано в налоговые органы налогоплательщиками, которые упомянуты в пунктах 2 и 3, до конца финансового года, к которому относится Уведомление.
НК РТ не содержит детальных требований к структуре Отчета и Уведомления. При этом, согласно комментариям налогового органа РТ форма предоставления Отчета должна быть аналогичной специальной форме, определенной Рекомендациями ОЭСР[12] и также должна включать другие требования главы 33 НК РФ.
В настоящее время соответствующие подзаконные акты, касающиеся ТЦО, находятся на рассмотрении профильных министерств и ведомств и после утверждения будут опубликованы в периодической печати и размещены на сайте налогового органа РТ[13].
За непредставление Отчета и Уведомлений предусмотрены общие налоговые штрафы.
Проверки ТЦО
Налоговый орган может провести проверку и сделать корректировки для обеспечения того, чтобы доходы, расходы, прибыли и убытки, возникающие в рамках контролируемых сделок, соответствовали принципу рыночных условий. Проверка ТЦО должна проводиться налоговым органом на основе принципа рыночных условий и методов ТЦО, которые используются налогоплательщиком.
Правила ТЦО в текущей редакции не содержат детальной регламентации проведения проверки ТЦО со стороны налоговых органов.
Штрафные санкции
Статьей 601 НК РТ предусмотрены следующие штрафы за несоблюдение сроков представления налоговых деклараций, отчетов по налогам и других видов налоговой отчетности, а именно при задержке на следующие сроки:
- До 10 рабочих дней влечет наложение штрафа — от 25 до 30[14] расчетных показателей[15].
- От 10 до 30 рабочих дней — от 45 до 50[16] расчетных показателей и
- Более 30 рабочих дней — от 90 до 100[17] расчетных показателей.
Положение статьи 600 НК РТ предполагает наложение штрафа в размере от 80 до 100[18] расчетных показателей при невыполнении требований представителей налоговых органов.
В свою очередь, уклонение от выплаты налогов и других обязательных платежей посредством их сокрытия согласно статье 599 НК РТ влечет наложение штрафа в размере от 150 до 200[19] расчетных показателей.
Постоянное учреждение
Правилами ТЦО также предусмотрено проведение налоговыми органами проверок ТЦО в отношение сделок, которые совершаются с участием постоянных учреждений в следующих случаях:
- Если деятельность одного или обоих резидентов Таджикистана осуществляется через постоянное учреждение за пределами Таджикистана и
- Двумя нерезидентами, за исключением случаев, когда операция связана с деятельностью, осуществляемой через постоянные учреждения в Таджикистане, обоими нерезидентами.
В качестве заключения
Действующая на данный момент редакция правил ТЦО не раскрывает детали в отношении отдельных вопросов, среди которых:
- Правила расчета рыночного интервала цен / рентабельности
- Перечень показателей рентабельности, необходимых к расчету при применении того или иного метода ТЦО
- Возможность проведения симметричных корректировок одной стороной сделки, в отношении которой уже была проведена корректировка налоговой базы другой стороной сделки
- Положения, которые освобождают налогоплательщика от штрафов
- Требования к формату и структуре Уведомления, Отчета, Документации ТЦО.
Несмотря на отсутствие в Правилах ТЦО основных моментов, которые перечислены выше, мы понимаем, что наличие в Правилах ТЦО ссылки на то, что принцип «заключения договора на рыночных условиях» должен применяться в соответствии с международными стандартами ТЦО, будет способствовать применению Правил ТЦО, а также их дальнейшему совершенствованию в соответствии с Рекомендациями ОЭСР.
Чем Б1 может помочь?
В свете правил по ТЦО в Таджикистане сотрудники Б1 готовы оказать оперативное содействие в:
- Анализе текущих сделок с участием компаний в Таджикистане, диагностике и оценке ТЦО рисков;
- Разработке политик и моделей ТЦО с участием компаний из Таджикистана и их имплементации;
- Подготовке шаблонов документаций ТЦО;
- Подготовке Уведомлений;
- Подготовке Отчетов;
- Проведении исследований рыночного уровня цен / рентабельности в отношении сделок с резидентами Таджикистана;
- Консультировании и планировании в области ТЦО при заключении новых сделок с участием компаний из Таджикистана.
Авторы:
Руслан Раджабов, партнер Б1
Василий Анищенко, ассоциированный партнер Б1
Юрий Михайлов, директор Б1
Ольга Лапитская, младший менеджер Б1
Показать ссылки
-
[1] Руководства Организации экономического сотрудничества и развития по ТЦО для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее — «Рекомендации ОЭСР»).
-
[2] Положения НК РТ не предоставляют интерпретацию определения «случаи». Согласно нашему пониманию в качестве «случаев» рассматриваются непосредственно сделки между невзаимосвязанными лицами (как сформированные на рыночных условиях) и взаимосвязанными лицами.
-
[3] Положения статьи 241 главы 35 НК РТ определяют сроки подачи деклараций. Согласно пункту 8 «Декларация по налогу на доходы юридических лиц и годовых бухгалтерских отчетов, в том числе бухгалтерского баланса, представляется до 1-го апреля года, следующего за отчётным годом».
-
[4] Положения НК РТ не предоставляют информацию в отношении структуры упрощенной документации.
-
[5] «Согласно положениям статьи 49 Закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах» текст нормативного правового акта принимается на государственном языке, для перевода нормативного правового акта используется русский язык, а исполнение законодательства осуществляется на государственном языке.
-
[6] Приблизительно 29,4 млрд российских рублей / 429,3 млн долларов США / 407,1 млн евро на основании среднего курса сумы (с использованием значений на последний день месяца) по отношению к российскому рублю / доллару США / евро за 2022 год, соответственно, на основании данных Национального банка РТ.
-
[7] Налоговый орган должен уведомить резидента до конца периода [Б1: критерии определения данного периода прямо не определены соответствующим пунктом НК РТ] о том, что на него распространяется Вторичная подача за отчётный период.
-
[8] Подразумевается Соглашение между компетентным органом РТ и компетентным органом иностранного государства или зарубежных стран, которое требует автоматического обмена Отчетами (Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчётами от 27 января 2016 — THE MULTILATERAL COMPETENT AUTHORITY AGREEMENT ON THE EXCHANGE OF COUNTRY-BY-COUNTRY REPORTS — CbC MCAA).
-
[9] Согласно информации, предоставленной на официальном сайте ОЭСР (https://www.oecd.org/tax/beps/country-by-country-exchange-relationships.htm и https://www.oecd.org/ctp/exchange-of-tax-information/CbC-MCAA-Signatories.pdf), РТ не является подписантом / стороной CbC MCAA.
-
[10] Регулярное несоблюдение положений соответствующего соглашения о компетентных органах происходит, если допускается одно из следующих действий: (1) Обмен информацией, предусмотренный соглашением о компетентных органах с РТ, приостановлен, за исключением приостановления обмена информацией в соответствии с договором или (2) Несмотря на все усилия РТ, обмен информацией со странами местонахождения Группы не осуществлялся.
-
[11] План действий по вопросам противодействия размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения.
-
[12] Приложение 3 к Главе 5 Рекомендаций ОЭСР по ТЦО (версия от января 2022 года) утверждает шаблон специальной формы для подготовки Отчета (стр. 550−552), а также инструкции к ее заполнению (стр. 553−558) — https://www.oecd.org/tax/transfer-pricing/oecd-transfer-pricing-guidelines-for-multinational-enterprises-and-tax-administrations-20 769 717.htm
-
[13] Налоговый комитет при Правительстве РТ — www.andoz.tj
-
[14] Приблизительно от 10,6 до 12,8 тыс российских рублей / от 155,3 до 186,3 долларов США / от 147,3 до 176,7 евро на основании среднего курса сумы (с использованием значений на последний день месяца) по отношению к российскому рублю / доллару США / евро за 2022 год, соответственно, на основании данных Национального банка РТ.
-
[15] С 1 января 2023 года 1 расчетный показатель согласно закону «О Государственном бюджете Республики Таджикистан на 2023 год» установлен в размере 68 сомони.
-
[16] Приблизительно от 19,2 до 21,3 тыс российских рублей / от 279,5 до 310,6 долларов США / от 265,1 до 294,5 евро на основании среднего курса сумы (с использованием значений на последний день месяца) по отношению к российскому рублю / доллару США / евро за 2022 год, соответственно, на основании данных Национального банка РТ.
-
[17] Приблизительно от 38,4 до 42,6 тыс российских рублей / от 559 до 621,1 долларов США / от 530,1 до 589 евро на основании среднего курса сумы (с использованием значений на последний день месяца) по отношению к российскому рублю / доллару США / евро за 2022 год, соответственно, на основании данных Национального банка РТ.
-
[18] Приблизительно от 34,1 до 42,6 тыс российских рублей / от 496,9 до 621,1 долларов США / от 471,2 до 589 евро на основании среднего курса сумы (с использованием значений на последний день месяца) по отношению к российскому рублю / доллару США / евро за 2022 год, соответственно, на основании данных Национального банка РТ.
-
[19] Приблизительно от 63,9 до 85,2 тыс российских рублей / от 931,7 до 1 242,2 долларов США / от 883,5 до 1 178,1 евро на основании среднего курса сумы (с использованием значений на последний день месяца) по отношению к российскому рублю / доллару США / евро за 2022 год, соответственно, на основании данных Национального банка РТ.
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеВзаимосогласительные процедуры по трансфертному ценообразованию (ТЦО) между Россией и Южной Кореей
Представлена информация о последнем Письме Минфина России в отношении запроса налогоплательщика на проведение взаимосогласительной процедуры по ТЦО между правительствами России и Южной Кореи
16.11.2022
Международная судебная практика ТЦО по финансовым сделкам
Обзор судебной практики ТЦО в Нидерландах за 2022 год в отношении внутригрупповых финансовых сделок и выводы.
13.01.2023
Налоговое администрирование трансфертного ценообразования (ТЦО). Что нового?
Информация о последних Письмах ФНС России в отношении налогового контроля цен трансграничных сделок.
28.06.2022
Трансфертное ценообразование (ТЦО) внутригрупповых финансовых сделок: новое время — новые вызовы
Информация в отношении налогового контроля цен по внутригрупповым финансовым сделкам в текущих экономических условиях.
12.07.2022
Обзор правил трансфертного ценообразования (ТЦО) в Узбекистане
1 января 2022 года вступил в силу Раздел VI «Налоговый контроль при трансфертном ценообразовании» Налогового кодекса Республики Узбекистан. Правила ТЦО ввели определение понятию «Контролируемые сделки», а также регламентируют подготовку Документации ТЦО и подачу Уведомления о контролируемых сделках, процесс заключения соглашений о ценообразовании, порядок проведения налогового контроля ТЦО и другое.
23.03.2023