Услуги

Услуги

Спецпроекты

Мероприятия

Мероприятия

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Tax Messenger

Утверждение перечня стран, допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами

18.01.2024 г.

<
Поделиться

11 января 2024 был опубликован Приказ ФНС России от 1 декабря 2023 № ЕД-7-17/915@ (далее – «Приказ»), устанавливающий перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами (далее – «Перечень»).

Приказ вступает в силу с 22 января 2024.

Утвержденный Перечень включает 21 государство и 1 территорию, которые должны осуществлять автоматический обмен Страновыми отчетами, но при этом допускают систематическое неисполнение обязательств по такому обмену. В частности, в Перечень включены следующие государства (территории): Австралия, Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Финляндия, Франция, Швеция, Япония, а также Бермуды.

Последствия для налогоплательщиков

С момента вступления Приказа в силу у ФНС России появляются законодательные основания запрашивать Страновой отчет напрямую у российских участников иностранных международных групп компаний (далее – «МГК») в рамках механизма «Вторичной подачи» в связи с отсутствием возможности у ФНС России получить Страновые отчеты, подготовленные материнскими компаниями таких МГК, в рамках автоматического обмена от налоговых органов стран, включенных в Перечень.

На сегодняшний день отсутствуют дополнительные разъяснения касательно отчетных периодов, в отношении которых будет применяться Перечень. В частности, остается открытым вопрос о том, может ли Перечень быть применен ретроспективно, в связи с чем, существует риск, что ФНС России может запросить Страновые отчеты у российских участников иностранных МГК, в том числе, в отношении прошедших отчетных периодов, по которым Страновые отчеты не были получены в рамках автоматического обмена с соответствующими странами из Перечня.

Кроме того, сохраняется неясность в отношении размера штрафов, применяемых в отношении Страновых отчетов, которые могут быть запрошены ФНС России после 1 января 2024 за предыдущие отчетные периоды. В частности, существует риск, что с учетом вступивших в силу с 1 января 2024 изменений в НК РФ непредставление Странового отчета в рамках «Вторичной подачи» за прошедший отчетный период может повлечь за собой наложение штрафа в размере 1 000 000 рублей.

Подробнее о последствиях утверждения Перечня и открытых вопросах в отношении его применения читайте в нашем предыдущем обзоре

Напоминаем, что в случае получения запроса от ФНС России, налогоплательщику необходимо подготовить и подать Страновой отчет в течение трех месяцев со дня получения такого запроса в электронном формате в соответствии с требованиями к подготовке XML-схемы Странового отчета, установленными Приказом ФНС России от 6 марта 2018 № ММВ-7−17/123@.

В связи с этим, мы рекомендуем российским участникам иностранных МГК:

  • внимательно проанализировать положения Приказа на предмет того, являются ли материнские компании МГК, участниками которых являются российские налогоплательщики, резидентами иностранных государств (территорий), включенных в Перечень;
  • заранее связаться с материнскими компаниями иностранных МГК с целью проинформировать их и получить от них Страновой отчет, подготовленный в юрисдикции присутствия материнской компании МГК и представленный в налоговые органы стран, включенных в Перечень;
  • собрать дополнительную информацию, отсутствующую в Страновом отчете материнской компании МГК, и необходимую для успешной подготовки и подачи Странового отчета в рамках механизма «Вторичной подачи» в российские налоговые органы;
  • заранее подготовить Страновой отчет в формате XML в соответствии с российскими требованиями, которые существенно отличаются от требований других юрисдикций, в целях своевременной подачи Странового отчета в ФНС России.

Как Б1 может помочь?

  • Подготовка и подача Уведомлений об участии в МГК в формате XML в соответствии с российскими требованиями, а также содействие в подготовке и подаче Уведомлений об участии в МГК в соответствии с требованиями иностранных юрисдикций
  • Подготовка Страновых отчетов в формате XML в соответствии с российскими требованиями, а также требованиями иностранных юрисдикций, автоматический обмен с которыми отсутствует
  • Подача сформированного Странового отчета в формате XML от имени налогоплательщика в ФНС России, а также содействие в подаче в налоговые органы иностранных юрисдикций, автоматический обмен с которыми отсутствует
  • Методологическая поддержка по различным вопросам, связанным с подготовкой Страновой отчетности, включая поддержку в рамках взаимодействия с налоговыми органами

АВТОРЫ

  • Мария Фролова, партнер, практика налоговых и юридических услуг
  • Руслан Раджабов, партнер, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
  • Юрий Михайлов, директор, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования институтам финансового сектора
  • Руслан Гаспарян, директор, практика налоговых и юридических услуг
  • Дарья Еронтьева, младший менеджер, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования институтам финансового сектора
  • Анна Ашуркова, консультант, практика налоговых и юридических услуг
ДРУГИЕ ОБЗОРЫ
Посмотреть все