Tax Messenger
ФНС разъясняет полномочия ТНО при осуществлении налогового контроля цен в сделках между взаимозависимыми лицами
09.02.2024 г.
29 января 2024 г. Федеральная налоговая служба (далее – «ФНС России») выпустила Письмо №ШЮ-4-13/796@ «О работе территориальных налоговых органов по вопросам осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами» (далее – «Письмо»), в котором содержатся разъяснения о разграничении полномочий территориальных налоговых органов (далее – «ТНО») при осуществлении налогового контроля цен в сделках между взаимозависимыми лицами.
Напомним, что согласно п. 2 ст. 105.3 Налогового кодекса (далее – «НК РФ») определение рыночного уровня цен для целей налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами осуществляется исключительно силами ФНС России. Кроме того, контроль соответствия цен в сделках, подлежащих контролю трансфертного ценообразования (далее – «ТЦО»), на предмет рыночного уровня примененных цен для целей налогообложения не может быть предметом выездных и камеральных проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
В настоящий момент на стадии рассмотрения в Правительстве РФ находится Законопроект № 134916, который предусматривает внесение изменений в п. 2 ст. 105.17 НК РФ, допускающих возможность ФНС России привлекать для участия в проверках по ТЦО должностных лиц ТНО.
Возможность такого нововведения породила множество вопросов со стороны налогоплательщиков относительно потенциальной степени вовлеченности, прав и полномочий ТНО при осуществлении проверок по ТЦО.
Ниже суммируем основные выводы ФНС России, которые, на наш взгляд, позволят в определенной степени развеять возникшие опасения.
1. Определение полномочий ТНО в части контрольных мероприятий
Согласно разъяснениям ФНС России, трактовки положений НК РФ в текущей версии не наделяют ТНО полномочиями по определению рыночных цен в сделках, подлежащих ТЦО-контролю. Кроме того, ТНО не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить контрольные мероприятия по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночному уровню.
В компетенциях ТНО по-прежнему остаются:
-
прием уведомлений о контролируемых сделках, контроль корректности и полноты их заполнения;
-
привлечение налогоплательщиков к ответственности в случае выявления нарушений при заполнении уведомлений;
-
извещение ФНС России при выявлении у налогоплательщиков контролируемых сделок, не отраженных в уведомлении;
-
сопутствующие полномочия технического характера (например, сбор данных для статистической налоговой отчетности, истребование документов (информации) по поручениям ФНС России в порядке статьи 93.1 НК РФ и т.д.).
Вместе с тем, как отмечают представители ФНС России, не стоит забывать, что ТНО также вправе:
-
пересмотреть налоговые обязательства плательщика в случае, если у ТНО будут иметься достоверные доказательства получения таким плательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках осуществления контролируемой сделки (принимая во внимание положения ст. 54.1 НК РФ, а также Письмо ФНС России от 10.03.2021 г. № БВ-4-7/3060@);
-
в части внутригрупповых услуг, вне зависимости от того, подлежат ли сделки ТЦО-контролю, ТНО вправе проверить обоснованность расходов плательщика по таким сделкам с учетом требований ст. 252 НК РФ, а также Писем ФНС России от 06.08.2020 г. № ШЮ-4-13/12599@ и от 12.02.2021 г. № ШЮ-4-13/1749@.
2. Порядок действий ТНО при выявлении «подозрительных» сделок
ФНС России отмечает, что в случае, если в рамках мероприятий налогового контроля сотрудниками ТНО будет получена информация, свидетельствующая по мнению ТНО об отклонении цен в контролируемых сделках от рыночных, полномочия ТНО ограничены лишь информированием Межрегиональной инспекции ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения (далее – «Межрегиональная инспекция по ценам») о возникших предположениях, сбором и предоставлением в адрес Межрегиональной инспекции по ценам доказательной базы, а также в последующем – предоставлением по требованию Межрегиональной инспекции по ценам дополнительно запрашиваемых документов / информации.
Таким образом, при выявлении сотрудниками ТНО потенциально «нерыночных» контролируемых сделок, ТНО не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить какие-либо мероприятия налогового контроля, направленные на оспаривание рыночного уровня цен в таких сделках для целей налогообложения.
3. Истребование документов и информации со стороны ТНО
ТЦО-отчетность
Согласно требованиям НК РФ, отчетность по ТЦО (документация относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), глобальная документация и национальная документация) предоставляется налогоплательщиком только по требованию ФНС России.
ФНС России, в свою очередь, при осуществлении контрольных мероприятий вправе направить в адрес ТНО поручение об истребовании документов (информации) у налогоплательщика. В таком случае сотрудники ТНО по поручению ФНС России в течение 5 дней могут направить налогоплательщику требование о предоставлении отчетности по ТЦО.
Однако, как отмечают представители ФНС России, требование о предоставлении ТЦО-отчетности со стороны ТНО должно в обязательном порядке сопровождаться копией поручения об истребовании документов (информации) со стороны ФНС России. При отсутствии копии такого поручения от ФНС России, налогоплательщик вправе не предоставлять запрашиваемую со стороны ТНО информацию.
Вместе с тем, как отмечено выше, ТНО вправе проверять обоснованность расходов налогоплательщика в части внутригрупповых услуг. Для целей определения факта оказания услуг ТНО вправе запросить у налогоплательщика методологию формирования стоимости услуг. При необходимости, для усиления своей доказательной базы, налогоплательщик вправе самостоятельно предоставить в адрес ТНО документацию по ТЦО в отношении таких внутригрупповых услуг или ее отдельные элементы.
Уточненная налоговая декларация при самостоятельной корректировке
При осуществлении налогоплательщиком самостоятельной корректировки налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков) в отношении сделок, подлежащих контролю ТЦО, налогоплательщик обязан предоставить наряду с уточненной налоговой декларацией следующие сведения: номер и дату договора, предмет сделок, стоимость предмета сделок, указанную в договоре, метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки), сведения об участниках сделок.
Если вышеуказанные сведения не будут предоставлены налогоплательщиком одновременно с уточненной декларацией, ТНО вправе истребовать у налогоплательщика данную информацию. Согласно разъяснениям со стороны ФНС России, истребование иной дополнительной информации со стороны ТНО не допускается.
В случае, если налогоплательщик предоставил уточненную налоговую декларацию с отражением самостоятельной корректировки по результатам контрольно-аналитической работы ФНС России, ТНО получает соответствующие сведения напрямую от Межрегиональной инспекции по ценам (без необходимости истребования дополнительной информации непосредственно у налогоплательщика).
Следует отметить, что представленные разъяснения ФНС России затрагивают полномочия ТНО в части контроля и регулирования вопросов ТЦО согласно действующей редакции НК РФ. В случае, если Законопроект № 134916 будет одобрен Правительством и его изменения (в версии, актуальной на текущий момент) вступят в силу, вероятнее всего следует ожидать дополнительных разъяснений со стороны ФНС России в части полномочий и компетенций должностных сотрудников ТНО при участии в проверках по ТЦО.
Мы продолжим следить за развитием данного вопроса и будем публиковать дальнейшие обзоры по мере их появления.
Чем Б1 может помочь?
- определение перечня сделок налогоплательщика, попадающих под контроль ТЦО;
- подготовка и подача уведомлений о контролируемых сделках;
- подготовка отчетности по ТЦО (документация, национальная документация, глобальная документация) в отношении контролируемых сделок;
- методологическая поддержка по различным вопросам, связанным с подготовкой отчетности по ТЦО, включая поддержку в рамках взаимодействия с налоговыми органами;
- консультации и планирование в области ТЦО при заключении сделок;
- анализ последствий по ТЦО при использовании различных бизнес-структур;
- постановка бизнес-процессов по ТЦО, разработка внутренних политик и регламентов и их автоматизация.
АВТОРЫ
- Руслан Раджабов, партнер, группа трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
- Василий Анищенко, партнер, группа трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
- Наталья Коноплицкая, младший менеджер, группа трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
Утверждение перечня стран, допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами
11 января 2024 был опубликован Приказ ФНС России от 1 декабря 2023 № ЕД-7-17/915@, устанавливающий перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами. Приказ вступает в силу с 22 января 2024. Утвержденный Перечень включает 21 государство и 1 территорию.
18.01.2024
Обзор масштабных изменений по ТЦО
Вторая половина 2023 года оказалась продуктивной на предмет возможных изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации, направленных на совершенствование налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Команда Б1 подготовила обзор изменений, затрагивающих Налоговый контроль цен.
20.11.2023
Руководство по трансфертному ценообразованию (ТЦО) в ОАЭ. Финансовые сделки
23 октября 2023 налоговые органы ОАЭ на своем официальном сайте опубликовали Руководство по ТЦО. В данном информационном бюллетене представлен обзор опубликованных рекомендаций в отношении внутригрупповых финансовых сделок, которые необходимо принимать во внимание международным группам компаний при принятии решения о ценообразовании и совершении внутригрупповых финансовых сделок с компаниями в ОАЭ.
31.10.2023
Правила трансфертного ценообразования (ТЦО) в Республике Таджикистан: последствия для финансовых сделок и финансового сектора
1 января 2022 вступил в силу новый Налоговый кодекс Республики Таджикистан. В данном информационном бюллетене представлен обзор Правил ТЦО в части применения для налогового контроля цен в отношении финансовых сделок и компаний финансового сектора.
29.09.2023
Уточненное Уведомление о контролируемых сделках – когда не приводит к открытию проверки ТЦО?
14 июля 2023 года было опубликовано Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 41-П по делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой ПАО «Вымпел-Коммуникации».
09.08.2023
Обзор правил ТЦО по финансовым сделкам в дружественных странах
В информационном бюллетене представлены ключевые выводы обзора правил ТЦО по финансовым сделкам в дружественных для России странах, которые необходимо принимать во внимание российским международным группам компаний при принятии решений о ценообразовании и совершении внутригрупповых финансовых сделок для целей соблюдения локального законодательства в области ТЦО.
05.05.2023