Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Tax Messenger

Непреференциальные правила происхождения. Актуальные тенденции таможенного контроля

18.06.2024 г.

Поделиться

В соответствии со ст. 29 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее — «ТК ЕАЭС») подтверждение страны происхождения товаров необходимо, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров.

Для таможенных целей страна происхождения подтверждается либо декларацией о происхождении, либо сертификатом о происхождении товара.

Уже довольно традиционной является практика обязательного подтверждения происхождения сертификатами в отношении товаров, к которым применяются меры защиты внутреннего рынка (например, антидемпинговые пошлины). 

В частности, с данной практикой хорошо знакомы импортеры подшипников, отдельных видов труб, шин и ряда иных товаров: в соответствии с положениями п. 6 ст. 314 ТК ЕАЭС (1) в случае непредоставления сертификата (2) либо если сертификат о происхождении оформлен с нарушением установленных требований, происхождение товаров признается неподтвержденным, и применяется максимально возможная для данных товаров ставка антидемпинговой пошлины.

С начала 2024 года импортеры также сталкиваются с необходимостью подтверждения происхождения товаров, в отношении которых применяются повышенные ставки ввозных пошлин, установленные Правительством РФ в качестве «ответных» мер в связи с действиями государств, нарушающих экономические интересы РФ.

Причиной этому послужило вступление в силу 08.02.2024 следующих изменений в Решение Совета ЕЭК от 13.07.2018 № 49 «Об утверждении непреференциальных правил определения происхождения товаров» (далее — «Решение № 49»):

  • в Решение № 49 введено понятие «ответные меры»  меры, применяемые государством-членом ЕАЭС в одностороннем порядке в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года;
  • в Решение № 49 введено понятие «аналогичные товары» — товары, классифицируемые тем же кодом ТН ВЭД ЕАЭС и имеющие такое же описание, как и товары, в отношении которых применяются ответные меры или меры защиты внутреннего рынка, обусловленные происхождением товаров;
  • раздел «Подтверждение происхождения товаров» дополнен пунктом 36, в соответствии с положениями которого «в случае если товар является аналогичным товаром по отношению к товару, в отношении которого государством-членом применяется ответная мера, обусловленная происхождением товара, происхождение такого товара в этом государстве-члене подтверждается сертификатом».

Напомним, что ответные меры установлены, в частности, следующими постановлениями Правительства РФ:

  • Постановлением Правительства РФ от 06.07.2018 № 788 — в отношении промышленных инструментов и оборудования, транспортных средств для перевозки грузов и спецтехники, классифицируемых в 82, 84, и 87 группах ТН ВЭД ЕАЭС и происходящих из США — в виде повышенных ставок ввозной таможенной пошлины в размере 25%-40% от таможенной стоимости. 
  • Постановлением Правительства РФ от 07.12.2022 № 2240 — в отношении отдельных видов алкогольной продукции, косметических средств, бытовой химии, оружия и ряда иных товаров, происходящих из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении РФ (Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р) — в виде повышенных ставок ввозной таможенной пошлины в размере 20% (но не менее 1,5 доллара США за литр) — 50% от таможенной стоимости.

Таким образом, для товаров из приведенных выше постановлений Правительства РФ теперь также необходимо предоставлять сертификат о происхождении с целью подтверждения того, что страной происхождения таких товаров не являются государства, в отношении которых установлены ответные меры. В случае отсутствия сертификата или наличия в нем ошибок, неполной или некорректной информации таможенные органы признают страну происхождения товаров неподтвержденной и применяют к таким товарам повышенные ставки ввозных таможенных пошлин по аналогии с товарами, в отношении которых установлены антидемпинговые пошлины.

В связи с этим рассмотрим некоторые наиболее часто возникающие вопросы, связанные с подтверждением происхождения.

Вопрос: По каким основаниям таможенные органы могут не принять сертификат происхождения?

Ответ: Наиболее распространенными причинами являются следующие:

  • сертификат выдан в стране, отличной от страны происхождения или отправления;
  • невозможно сопоставить описание товара из сертификата с описанием товара, указанным в ДТ/инвойсах;
  • в сертификате не указаны артикулы товаров;
  • в сертификате не указан инвойс, оформленный в адрес получателя из РФ;
  • сертификат выдан не на имя импортера из РФ, а на имя иностранного продавца, который приобрел товар у производителя и затем перепродал его импортеру из РФ;
  • в сертификате некорректно указано количество товаров;
  • нечеткий оттиск печати должностного лица, выдавшего сертификат.

Вопрос: Можно ли предоставить сертификат о происхождении после выпуска товаров?

Ответ: Да.

В соответствии с п. 22 и 24 Решения № 49, сертификат может быть выдан как до, так и после отправки товара (впоследствии), а срок его применения составляет 12 месяцев с даты его выдачи.

При этом таможенное законодательство не ограничивает участников ВЭД в предоставлении сертификатов о происхождении после выпуска товаров.

В частности, в нашей практике есть случаи возврата излишне уплаченной антидемпинговой пошлины в результате предоставления сертификатов о происхождении уже после выпуска товаров.

Вопрос: Сертификат о происхождении можно получить только в стране происхождения?

Ответ: Нет, сертификат можно получить как в стране происхождения, так и в стране отправления. В соответствии с п. 1 ст. 31 ТК ЕАЭС, а также п. 25 Решения № 49 сертификат может быть выдан уполномоченным органом (1)страны, из которой происходит товар, или (2) страны, из которой товар вывозится на таможенную территорию ЕАЭС.

Вопрос: Могут ли таможенные органы не принять сертификат, выданный в стране, которая не является ни страной отправления, ни страной происхождения?

Ответ: Да. Ниже приводим подробный разбор такой ситуации на примере судебного дела № А56-9358/2023 (в пользу таможенного органа во всех трех инстанциях).

Описание ситуации

Аргументы суда и таможенного органа

  • Сертификат о происхождении товара общей формы был выдан уполномоченным органом страны, отличной от страны отправления и заявленной страны происхождения товара, что является нарушением положений п. 1 ст. 31 ТК ЕАЭС. 
  • Несмотря на то, что предоставленный сертификат был выдан государством – членом Европейского союза – Бельгией, Торговая палата Бельгии не является уполномоченной организацией по выдаче сертификатов происхождения товаров от имени ЕС. 
  • Происхождение могло быть подтверждено в следующих обстоятельствах: 
    • если бы сертификат был выдан в Саудовской Аравии или Эстонии, как в странах происхождения и отправления;
    • если бы сертификат был выдан уполномоченной организацией ЕС, так как страна вывоза (Эстония) является государством-членом ЕС; 
    • или если бы страной вывоза товаров являлась Бельгия.

Вывод

В целях подтверждения страны происхождения товаров, в отношении которых применяются ответные меры или меры защиты внутреннего рынка, импортерам необходимо предоставлять в таможенные органы корректно заполненные сертификаты о происхождении, выданные либо в стране отправления, либо в стране происхождения товаров. Иначе к ввозимым товарам могут быть применены повышенные ставки ввозных таможенных пошлин или антидемпинговые пошлины.

Чем мы можем помочь?

  • Консультирование по вопросам происхождения товаров, включая вопросы корректного оформления сертификатов в соответствии с требованиями законодательства и правоприменительной практикой.
  • Взаимодействие с иностранными ТПП в целях получения корректно оформленных сертификатов о происхождении.
  • Содействие при внесении изменений в декларации на товары после выпуска с целью предоставления в таможенные органы сертификатов и возврата излишне уплаченных таможенных платежей и антидемпинговых пошлин.
  • Обжалование решений таможенных органов в административном и судебном порядке.

АВТОРЫ

Андрей Баранец

Андрей Баранец

Менеджер Б1

Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Полина Курипко

Полина Курипко

Консультант Б1

Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

ДРУГИЕ ОБЗОРЫ
Посмотреть все