
Tax Messenger
Очередная корректировка налогообложения в сфере ИТ
02.12.2024 г.
27 ноября 2024 года Президент РФ подписал два закона, где затрагивается налогообложение ИТ-отрасли:
- Закон № 416-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — «Закон № 416-ФЗ»)[1],
- Закон № 417-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — «Закон № 417-ФЗ»)[2].
Изначально целью Закона № 416-ФЗ, как следует из Пояснительной записки к Законопроекту № 746277-8[3], являлось «приведение положения Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в области регулирования табачной продукции»[4].
Однако по результатам рассмотрения в Федеральном Собрании РФ текст Закона № 416-ФЗ претерпел кардинальные изменения, которые также напрямую затрагивают и налогообложение в сфере ИТ, о чем мы пишем далее.
Основные изменения
1. Повышение ставки страховых взносов
Повышается ставка страховых взносов для ИТ-организаций и организаций радиоэлектронной промышленности с 0 до 7,6% в отношении выплат сверх предельной базы.
2. Введение пониженной ставки налога для организаций радиоэлектронной промышленности
Установлено, что пониженная ставка налога на прибыль 8% для организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, введена на период 2025-2027 годы. Она уплачивается в федеральный бюджет[5].
3. Введение льготной ставки при продаже акций/долей ИТ-организаций
Вводится ставка налога на прибыль 5% на доходы от продажи акций / долей ИТ-организаций (если к таким доходам не применима ставка 0%, например, ранее 5-летнего срока владения) при одновременном выполнении 3 условий:
- на дату продажи акции / доли ИТ-организации непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более 3 лет;
- российская недвижимость в составе активов продаваемой ИТ-организации не превышает 50% по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации (от выполнения этого условия освобождена продажа акций ИТ-организации, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, если в течение налогового периода продаётся менее 1% от общего количества акций);
- ИТ-организации, в которых продаются акции / доли, уплачивали страховые взносы в предшествующем расчетном периоде «в размере, установленном п. 2.2 ст. 427 НК РФ». То есть 7,6% для выплат в рамках предельной базы и 0% для выплат сверх предельной базы.
Одновременно в п. 2.2 ст. 427 НК РФ вносятся изменения, ограничивающие период применения указанной в ней льготной ставки только 2023-2024 годами. Для выплат с 2025 года вводится новый п. 2.2-1 ст. 427 НК РФ, где ставка страховых взносов для ИТ-организаций на выплаты в рамках предельной базы осталась прежней — 7,6%, а сверх предельной базы повышена с 0 до 7,6%.
Мы полагаем, что по совокупности эти изменения по сути ограничивают 2025 годом применение льготной 5% ставки, поскольку только в этом случае будет выполняться третье условие, а именно исчисление продаваемой ИТ-организацией страховых взносов в предыдущем расчетном периоде в размере, предусмотренном п. 2.2 ст. 427 НК РФ. В последующие периоды будет применяться новая ставка в размере, предусмотренном п. 2.2-1 ст. 427 НК РФ, что не позволит удовлетворять данному условию.
Из контекста Закона № 416-ФЗ непонятно, было ли данное ограничение намеренным. Будем следить за последующими разъяснениями и законодательными инициативами в отношении применения указанной льготной ставки.
4. Введение ограничений на признание рекламных расходов в сети «Интернет»
Среди иных значимых изменений — запрет на учёт в целях налога на прибыль рекламных расходов в сети «Интернет», если:
- информация о такой рекламе не была предоставлена в Роскомнадзор рекламодателями, рекламораспространителями и операторами рекламных систем в соответствии с требованиями законодательства о рекламе (ст. 18.1 Закона «О рекламе»), либо
- реклама распространена на информационном ресурсе, доступ к которому ограничен в соответствии с законодательством РФ, или
- реклама распространена на информационном ресурсе иностранного лица, не исполнившего требования, запреты и ограничения, предусмотренные законодательством РФ.
Обращает на себя внимание, что аналогичное ограничение на применение вычета НДС по затратам на рекламу в «Интернете» при несоблюдении указанных требований рекламного законодательства установлено не было. Однако на практике налоговые органы склонны увязывать вычет НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) с признанием затрат на их приобретение в составе признаваемых расходов по налогу на прибыль.
Последствия для налогоплательщиков
Изменения повышают фискальную нагрузку в части страховых взносов ИТ-организаций и организаций радиоэлектронной промышленности. При этом введение льготной ставки 5% для доходов от продажи акций / долей ИТ-организаций, выглядит как имеющее ограниченный и разовый характер, применимый только к доходам от продажи акций / долей ИТ-организаций в 2025 году.
Налогоплательщикам, приобретающим рекламу в «Интернете», следует ввести дополнительную процедуру проверки соответствия приобретаемой рекламы требованиям законодательства о рекламе для решения вопроса о включении затрат на такую рекламу в состав признаваемых расходов по налогу на прибыль и исключения риска оспаривания вычета НДС по таким расходам.
Специализированная команда Б1 готова помочь сориентироваться в нюансах, применимых к вашей ситуации, и выработать обоснованную налоговую позицию. В частности:
- мы можем провести диагностику влияния вышеуказанных изменений в законодательстве на деятельность организации / группы и помочь подготовиться к ним;
- оценить применимость налоговых льгот и помочь в их использовании в соответствии с законодательством и правоприменительной практикой;
- помочь во взаимодействии с налоговыми органами и иными регуляторами для разъяснения норм законодательства.
АВТОРЫ
.jpg)
Вадим Ильин
Партнер Б1
Руководитель группы по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Наталья Хобракова
Партнер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Виктор Архипов
Менеджер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Показать ссылки
-
[1] URL: https://sozd.duma.gov.ru/download/1efa81f3-d889-6f3c-b27e-5d983ad6de69
-
[2] URL: https://sozd.duma.gov.ru/download/1efabe34-393f-6904-b32d-5dfbe45e6574
-
[4] Титульный лист Законопроекта до сих после официального названия содержит пояснение «(О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации)». 22 глава НК РФ посвящена налогообложению акцизами
-
[5] Закон № 417-ФЗ целиком посвящен исключительно этому вопросу

Налоговый мониторинг: изменения сервисов АИС Налог-3
2 июня 2025 года ФНС России опубликовала изменения в части существующих сервисов АИС «Налог-3», а также опубликовала ряд новых сервисов для целей налогового мониторинга, которые необходимо внедрить участникам налогового мониторинга до 02.06.2026.
10.06.2025
.jpg)
Новое Руководство ФНС ОАЭ по налогообложению Личных фондов (Family Foundations)
28 мая 2025 года Федеральная налоговая служба ОАЭ (FTA) опубликовала руководство по корпоративному налогообложению Личных фондов (Family Foundations). Документ предназначен для состоятельных лиц, семейных офисов, консультантов и специалистов по структурированию благосостояния.
06.06.2025

Обзор решения Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2025 по делу № А51-11076/2024
13 мая 2025 АС Приморского края принял решение по делу № А51-11076/2024 об удовлетворении требований ООО «НОРДИК ТИТАН» о признании незаконными решений Находкинской таможни о включении «дивидендов» в таможенную стоимость, а также уведомлений Смоленской таможни о не уплаченных суммах таможенных платежей.
05.06.2025
.jpg)
Pillar 2: «второе дыхание»
29 мая 2025 года на Федеральном портале проектов НПА опубликован проект федерального закона, содержащий поправки в НК РФ, которые предусматривают взимание дополнительного налога на прибыль для некоторых российских участников международных групп компаний. Поправки связаны с международной налоговой реформой, а именно с имплементацией модельного законодательства Pillar 2, касающегося глобального минимального налога.
30.05.2025

Рекламный сбор: предложены детали исчисления и уплаты
26 марта 2025 Минцифры опубликовало проект постановления Правительства РФ «Об утверждении особенностей исчисления и уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 статьи 18.2 Федерального закона «О рекламе», и порядка осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты таких отчислений». Целью Проекта постановления является внесение деталей в правила исчисления и уплаты рекламного сбора, а также установление порядка мониторинга своевременности уплаты рекламного сбора участниками рынка.
28.03.2025
.jpg)
Проект изменений правил ИТ-аккредитации: суть и влияние на применение налоговых ИТ-льгот
14 февраля 2025 был опубликован новый проект постановления Правительства РФ об изменении в положение об ИТ-аккредитации, публичное обсуждение которого продлится до 13 марта. После публичного обсуждения проект должен будет пройти ещё несколько стадий, после которых последует рассмотрение в Правительстве.
26.02.2025

РФ и ОАЭ подписали новое Соглашение об избежании двойного налогообложения
17 февраля 2025 РФ и ОАЭ подписали новое соглашение об избежании двойного налогообложения. По заявлению Минфина РФ стороны направят все усилия для обеспечения вступления в силу документа с 2026 года. Соглашение подписано на русском, арабском и английском языках, в случае расхождений в формулировках, редакция на английском будет превалировать.
20.02.2025

Новый вид отчетности МГК: формат утвержден! Готовы ли к подаче?
27 декабря 2024 был опубликован Приказ ФНС от 10.12.2024 № ЕД-7-13/1115@, который устанавливает формат представления в налоговый орган сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний (МГК), финансовой отчетности участников МГК в электронной форме. Приказ вступил в силу 27 января 2025 года.
29.01.2025