Tax Messenger
Индивидуальное разрешение на вывоз товаров в свете введённых Россией ответных мер, ограничивающих экспорт
30.08.2024 г.
В настоящее время многие участники ВЭД сталкиваются с необходимостью вывоза товаров за пределы ЕАЭС по различным причинам, например, ремонт оборудования, реализация иностранным контрагентам и другие.
При этом на протяжении более двух лет Постановлением Правительства от 09.03.2022 № 311 в РФ (далее – «Постановление Правительства № 311») установлен запрет на вывоз большой номенклатуры товаров (на данный момент более 200 товаров) до 31 декабря 2025 года.
На какие товары установлен запрет вывоза?
Номенклатура товаров включает в себя товары абсолютно различных отраслей такие как, промышленное и телекоммуникационное оборудование, сельхозтехника и другие.
Подробный перечень товаров изложен в Приложении № 1 к Постановлению Правительства № 311 и состоит из таблицы с кодом ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товара. Стоит отметить, что для целей применения перечня следует руководствоваться исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименование товара приведено для удобства пользования.
Предусмотрены ли исключения?
Постановлением Правительства № 311 предусмотрен достаточно широкий перечень исключений, согласно которым запрет на вывоз не применяется на:
- Товары, вывозимые в государства-члены ЕАЭС
- Товары, происходящие с территории РФ, сопровождаемые сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1 или иным сертификатом, подтверждающим российское происхождение товара
- Товары, произведенные на территории ОЭЗ, свободных складов
- Товары, вывозимые физическими лицами для личного пользования
- Товары, вывозимые в качестве припасов
- Товары, вывозимые с территории РФ, ранее ввезенные в соответствии с карнетом АТА и другие
В случае, если вышеуказанные исключения не применимы, существует вариант, позволяющий экспортировать товар в третьи страны в случае его наличия в Приложении № 1 Постановления Правительства № 311.
Временное разрешение – что это такое?
При этом для участников ВЭД существует возможность получения временного индивидуального разрешения на вывоз ограниченного количества товаров (далее – «Временное разрешение») согласно п. 1.1. Постановления Правительства № 311.
Временное разрешение выдается экспортеру по решению Председателя Правительства РФ, или Первого заместителя Председателя Правительства РФ, или Заместителя Председателя Правительства РФ (в соответствии с распределением обязанностей) на основании предложений Минпромторг РФ.
Отмечаем, что процедура и сроки получения Временного разрешения не установлены законодательно, что также может вызывать вопросы или неопределенность среди участников ВЭД.
Как получить Временное разрешение – наш опыт с клиентами
Получение Временного разрешения включает в себя несколько этапов (приведены далее), и по нашему практическому опыту занимает от 3 до 4 месяцев.
- Подача мотивированного обращения с правовой позицией в Минпромторг РФ.
- Рассмотрение мотивированного обращения Департаментом международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга РФ.
- Согласование обращения уполномоченными департаментами Минпромторга РФ.
- Подготовка и передача проекта Доклада с приложением (критерии вывозимого товара) на зам. председателя Правительства РФ в компетентные ФОИВы для согласования.
- Визирование согласованного ФОИВами Доклада в департаментах Минпромторга РФ, а также Подписание Доклада на уровне Минпромторга РФ и далее направление в Правительство РФ (Получение резолюции Заместителя Председателя Правительства РФ – Министра промышленности и торговли РФ.) Направление копии Доклада с приложением в ФТС России (реквизиты резолюции указываются Отправителем/Экспортером в графе 44 ДТ).
Что следует предусмотреть?
С учетом того, что процедура получения законодательно не установлена, в рамках взаимодействия с Минпромторг РФ, по нашему опыту, нужно предусмотреть следующее:
- При рассмотрении обращения Минпромторг РФ может направить дополнительные уточняющие запросы, касающиеся подтверждения целесообразности вывоза товаров, например, были ли проведены переговоры с российскими предприятиями или покупателями из государств-членов ЕАЭС о приобретении товаров.
- С учетом того, что сроки законодательно не установлены, необходимо максимально оперативно отвечать на соответствующие запросы Минпромторг РФ.
- При подготовке обращения и ответов на запросы Минпромторг РФ необходимо представлять релевантную и конкретную информацию, а также тщательно подойти к составлению обращения, в том числе указать подробную информацию о товаре, включая идентификационные обозначения, страну назначения/происхождения, количество, обосновать причину необходимости вывоза).
Также стоит учитывать, что перед подачей обращения в Минпромторг РФ необходимо провести предварительный анализ на необходимость получения разъяснений / позиций от других государственных органов. В рамках одного из наших кейсов товары уже были реализованы иностранному контрагенту, однако все еще находились на территории РФ, в связи с этим первоначально было осуществлено обращение в ФТС России для подтверждения возможности иностранного лица выступать декларантом, что крайне важно, с учетом того, что реквизиты Временного разрешения указываются при таможенном декларировании.
На наш взгляд, с учетом отсутствия нормативно-правого регулирования получения Временного разрешения, необходимо активно вовлекаться в активную коммуникацию с Минпромторг РФ, а также максимально подробно и аргументированно указывать причины вывоза товаров, подробную информацию о товарах.
Чем мы можем помочь?
- Оценка применимости запретов и ограничений на вывоз товаров из РФ, установленных Постановлением Правительства (ПП) РФ от 09.03.2022 №311, 312 и 313
- Лоббирование интересов в части оказания практической поддержки по внесению изменений в ПП РФ от 09.03.2022 №311, 312 и 313
- Практическая поддержка при получении адресного временного разрешения на вывоз товаров согласно ПП РФ от 09.03.2022 № 311
- Практическая поддержка при получении разрешительных документов на вывоз товаров из РФ
АВТОРЫ
Ксения Сизова
Директор Б1
Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса. Эксперт в области таможенного регулирования и международной торговли с опытом работы более 20 лет
Связаться
Алия Хакимова
Консультант Б1
Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
ДРУГИЕ ОБЗОРЫ
Посмотреть всеОтсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки доказано юристами Б1 в судебных спорах с ЦАТ
Верховный Суд РФ отказал в передаче кассационных жалоб ЦАТ для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ (Определение от 02.10.2023 по делу № А40-185094/2022, Определение от 23.01.2024 по делу № А40-204576/2022). Предлагаем ознакомиться с обстоятельствами судебных дел, стратегией обжалования и выводами судов.
08.08.2024
Изменения в правилах происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран
В этой статье приводим обзор наиболее значимых изменений в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
25.07.2024
Непреференциальные правила происхождения. Актуальные тенденции таможенного контроля
В соответствии со ст. 29 Таможенного кодекса ЕАЭС подтверждение страны происхождения товаров необходимо, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров. Для таможенных целей страна происхождения подтверждается либо декларацией о происхождении, либо сертификатом о происхождении товара.
18.06.2024
Включение транспортных расходов в таможенную стоимость товаров. Обзор судебной практики
Включение в таможенную стоимость транспортно-экспедиционных расходов за перевозку товаров по таможенной территории ЕАЭС на протяжении последних нескольких лет является предметом активных судебных споров с таможенными органами. Предлагаем ознакомиться с одним из последних судебных решений по данной теме, принятого в пользу участника ВЭД.
14.06.2024
Верховный суд об «агентском» НДС и «правильном» размере роялти в таможенной стоимости импортного сырья
15 мая 2024 ВС направил на новое рассмотрение спор по делу № А32-5147/2022, который касался вопросов правомерности включения лицензионных платежей в таможенную стоимость сырья, используемого в производстве готовой продукции в РФ, и сувенирной продукции, используемой в маркетинговых целях, а также сумм агентского НДС. 28 мая был опубликован полный текст определения ВС, в котором суд изложил доводы, послужившие причиной для отмены решений нижестоящих судов.
29.05.2024
Лучик света в темном царстве споров о включении дивидендов в таможенную стоимость товаров
25 апреля 2024 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции и частично удовлетворил требования импортера по делу № А06-3555/2023 о признании незаконными решений о включении дивидендов в таможенную стоимость.
27.04.2024
Судебная практика по спору о неправомерности включения сумм роялти и «агентского» НДС в таможенную стоимость товаров
После вынесения Верховным Судом РФ определений по делам №№ А09-1129/2021, А09-1751/2021 судебная практика по вопросу включения роялти в таможенную стоимость товаров изменилась в пользу таможенных органов.
09.04.2024
Обжалование решений таможенных органов в административном порядке
В настоящее время в целях выявления нарушений таможенного законодательства таможенными органами в отношении участников ВЭД проводится большое количество проверок. Одним из основных предметов проверок является достоверность заявленных сведений о таможенной стоимости товаров при не включении в нее сумм лицензионных платежей и дивидендов.
05.03.2024
Стоимость безопасности: таможенная классификация ремней безопасности
28 января 2024 года вступит в силу Решение ЕЭК от 27.12.2023 № 183 о классификации ремней безопасности, предназначенных для закрепления на каркасе сидений транспортных средств товарных позиций 8701 – 8705 ТН ВЭД ЕАЭС с целью удержания водителя и пассажиров на своих сиденьях в случае ДТП или резкого торможения, в субпозиции 8708 21 ТН ВЭД ЕАЭС.
11.01.2024