
Tax Messenger
Изменения в правилах происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран
25.07.2024 г.
Несмотря на значительное сокращение перечня развивающихся и наименее развитых стран, импорт товаров, происходящих из данных государств, по-прежнему является актуальным направлением развития торговли в рамках ЕАЭС, в том числе за счет возможности уплачивать таможенные платежи в меньшем размере.
Так, при условии предоставления в таможенные органы сертификата о происхождении формы «А» довольно обширный перечень товаров, происходящих из наименее развитых стран, освобождается от ввозных таможенных пошлин, а в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются ставки ввозных пошлин в размере 75% от ставок пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС.
Напоминаем, что перечни развивающихся и наименее развитых стран утверждены Приложениями №№ 2 и 3 к Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 (в редакции от 05.03.2021), а перечень товаров, при импорте которых предоставляются тарифные преференции, установлен Решением Совета ЕЭК от 13.01.2017 № 8.
Подтверждением заинтересованности в развитии данного направления международной торговли на уровне ЕАЭС можно считать актуализацию Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее также — «Правила»), утвержденных Решением Совета ЕЭК от 14.06.2018 № 60 (далее — «Решение № 60»). Соответствующие изменения в Правила предусмотрены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.05.2024 № 49 и вступают в силу с 29.07.2024.
Ниже приводим обзор наиболее значимых изменений в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
Самое важное, на наш взгляд, изменение внесено в раздел «Условия предоставления тарифных преференций»:
Так, в соответствии с п. 66 новой редакции Правил на постоянной основе отменяется правило непосредственной закупки в целях предоставления тарифной преференции:
«Тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из развивающихся и наименее развитых стран, приобретенного как у лица, зарегистрированного на территории развивающейся или наименее развитой страны, из которой происходит такой товар, так и у лица, зарегистрированного на территории любой другой страны».
Учитывая текущие тенденции по реорганизации цепей поставок, это изменение является важным и однозначно положительным для импортеров.
Также в Правила внесен ряд изменений, упрощающих подтверждение происхождения:
-
В соответствии с п. 37 Правил, несоответствие кода товара по Гармонизированной системе, указанного в документе о происхождении, коду, указанному при таможенном декларировании, не должно являться основанием для признания происхождения товара неподтвержденным.
-
В соответствии с п. 39 Правил, для подтверждения происхождения товара можно использовать не только (1) оригинал документа о происхождении на бумажном носителе, но и (2) копию сертификата на бумажном носителе или в электронном виде или (3) сертификат, выданный уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе.
-
В соответствии с п. 40 Правил, предоставление оригинала сертификата о происхождении необходимо только в случае запроса таможенного органа при выявлении признаков несоответствия копии сертификата оригиналу (за исключением случаев, когда сертификат выдается уполномоченным органом исключительно в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе).
-
В соответствии с п. 44 Правил, в случае, когда в документе о происхождении указаны сведения о нескольких товарах, выявление признаков недостоверности сведений о происхождении одного из них не должно ставить под сомнение происхождение других указанных в сертификате товаров и не должно являться основанием для признания происхождения других товаров неподтвержденным.
Кроме того, в новой редакции Правил внесены следующие изменения в Требования к заполнению сертификата о происхождении:
-
Требования об изготовлении сертификата о происхождении на листах бумаги формата A4 (ISO) или Letter (ANSI A) с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом, остается актуальным только в случае использования оригинала сертификата на бумажном носителе и не распространяется на копии сертификатов и на сертификаты, выданные уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе.
-
В соответствии с новой редакцией Правил в графе 7 сертификата «Number and kind of packages; description of goods» теперь допускается указывать реквизиты инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа для использования содержащегося в них описания товара в целях его идентификации.*
*Данное изменение является важным для участников ВЭД, поскольку ранее таможенные органы РФ нередко отказывали в предоставлении тарифных преференций, обосновывая это невозможностью идентифицировать товар, указанный в документе о происхождении товара, с товаром, указанным в ДТ.
-
С отменой правила непосредственной закупки сопряжено также изменение требований к заполнению графы 10 сертификата «Номер и дата счета-фактуры (инвойса) или счета-проформы»:
- В случае если инвойс выставлен лицом, зарегистрированным не в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходят такие товары, в графе 10 производится запись "TCI" или "third country invoicing", а также указываются номер и дата такого инвойса.
- В случае если сведения о номере и дате инвойса отсутствуют на момент выдачи сертификата, в графе указывается наименование страны и (или) лица, которое выставит инвойс.
- При этом отсутствие в сертификате такой записи, не должно являться основанием для нерассмотрения сертификата в качестве документа о происхождении, если происхождение товаров, не ставится под сомнение.
-
В случае использования сертификата, выданного в электронном виде без оформления оригинала на бумажном носителе, допускается вместо оттиска печати уполномоченного органа и подписи должностного лица использовать только графическое изображение печати, что применимо и к самому сертификату, и к дополнительным листам.
-
Допускается указание в сертификате дополнительных сведений, в том числе в кодированном виде (QR-код, URL-адрес и др.).
Также напоминаем, что в соответствии с п. 26 и 29 Решения № 60 сертификат о происхождении может быть выдан как до, так и после отправки товара (впоследствии), и срок его применения составляет 12 месяцев с даты его выдачи.
Кроме того, необходимо помнить, что таможенное законодательство не ограничивает участников ВЭД в предоставлении сертификатов о происхождении после выпуска товаров с целью подтверждения страны происхождения и возврата таможенных платежей, излишне уплаченных при выпуске товаров.
Вывод
В целом внесенные изменения в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран можно считать свидетельством некоторой либерализации / упрощения требований к подтверждению происхождения. Также мы отмечаем ряд изменений, направленных на «цифровизацию» сертификатов происхождения и уменьшение нагрузки на бизнес при взаимодействии с таможенными органами.
Чем мы можем помочь?
- Консультирование по вопросам происхождения товаров, включая вопросы корректного оформления сертификатов о происхождении в соответствии с требованиями законодательства и правоприменительной практикой.
- Взаимодействие с иностранными торгово-промышленными палатами в целях получения корректно оформленных сертификатов о происхождении.
- Содействие при внесении изменений в декларации на товары после выпуска с целью предоставления в таможенные органы сертификатов о происхождении и возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
- Обжалование решений таможенных органов об отказе в предоставлении тарифных преференций в административном и судебном порядке.
АВТОРЫ

Андрей Баранец
Менеджер Б1
Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Полина Курипко
Консультант Б1
Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
ДРУГИЕ ОБЗОРЫ
Посмотреть все.jpg)
Россия ратифицировала Соглашение об избежании двойного налогообложения с ОАЭ
7 июля 2025 года Федеральный закон о ратификации Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и ОАЭ был официально опубликован после подписания Президентом России Владимиром Путиным.
09.07.2025
.jpg)
Госдума приняла закон о ратификации Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и ОАЭ в третьем чтении
24 июня Государственная Дума РФ приняла закон о ратификации Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и ОАЭ («СОИДН») в третьем чтении. Дальнейшие шаги по ратификации СОИДН включают в себя одобрение Советом Федерации, подписание Президентом РФ и официальное опубликование.
25.06.2025

Налоговый мониторинг: изменения сервисов АИС Налог-3
2 июня 2025 года ФНС России опубликовала изменения в части существующих сервисов АИС «Налог-3», а также опубликовала ряд новых сервисов для целей налогового мониторинга, которые необходимо внедрить участникам налогового мониторинга до 02.06.2026.
10.06.2025
.jpg)
Новое Руководство ФНС ОАЭ по налогообложению Личных фондов (Family Foundations)
28 мая 2025 года Федеральная налоговая служба ОАЭ (FTA) опубликовала руководство по корпоративному налогообложению Личных фондов (Family Foundations). Документ предназначен для состоятельных лиц, семейных офисов, консультантов и специалистов по структурированию благосостояния.
06.06.2025

Обзор решения Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2025 по делу № А51-11076/2024
13 мая 2025 АС Приморского края принял решение по делу № А51-11076/2024 об удовлетворении требований ООО «НОРДИК ТИТАН» о признании незаконными решений Находкинской таможни о включении «дивидендов» в таможенную стоимость, а также уведомлений Смоленской таможни о не уплаченных суммах таможенных платежей.
05.06.2025
.jpg)
Pillar 2: «второе дыхание»
29 мая 2025 года на Федеральном портале проектов НПА опубликован проект федерального закона, содержащий поправки в НК РФ, которые предусматривают взимание дополнительного налога на прибыль для некоторых российских участников международных групп компаний. Поправки связаны с международной налоговой реформой, а именно с имплементацией модельного законодательства Pillar 2, касающегося глобального минимального налога.
30.05.2025