
Tax Messenger
Новое обязательство для международных групп компаний: утверждение форматов представления сведений из финансовой отчетности
10.09.2024 г.
24 июля 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов (далее — «Портал») был опубликован проект Приказа ФНС России (далее — «Проект») «Об утверждении форматов представления сведений из консолидированной финансовой отчетности (далее — «КФО») международной группы компаний (далее — «МГК»), финансовой отчетности участников МГК в электронной форме».
Напомним, что с 1 января 2024 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — «НК РФ»), значительная часть которых посвящена вопросам трансфертного ценообразования (далее — «ТЦО»). В частности, одним из таких изменений стало введение в НК РФ статьи 105.16-7, которая устанавливает обязанность для российских материнских компаний и уполномоченных участников МГК по подготовке и представлению в российские налоговые органы сведений из консолидированной финансовой отчетности МГК и финансовой отчетности участников МГК (далее — «Сведения») при соблюдении определенных условий.
Команда Б1 подготовила краткий обзор информации, связанной с подготовкой и подачей таких сведений в российские налоговые органы.
На кого распространяется обязанность по подаче Сведений?
Согласно положениям ст. 105.16-7 НК РФ материнские компании или уполномоченные участники МГК, являющиеся налоговыми резидентами РФ, должны представлять в налоговые органы Сведения при одновременном соблюдении следующих условий:
- Хотя бы один участник МГК совершил сделки в области внешней торговли, предметом которых являются товары, входящие в состав одной или нескольких товарных групп, указанных в п. 5 ст.105.14 НК РФ[1], а именно:
- Нефть и товары, выработанные из нефти
- Черные и цветные металлы
- Минеральные удобрения
- Драгоценные металлы и драгоценные камни
- Указанные выше сделки признаются контролируемыми (далее — «Контролируемые сделки»)
- Более 50% активов МГК по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую году совершения таким участником контролируемых сделок, находится на территории РФ
Какие Сведения необходимо представлять?
При выполнении соответствующих условий материнские компании или уполномоченные участники МГК, являющиеся налоговыми резидентами РФ, должны представить в налоговые органы сведения из:
- КФО такой МГК, включая:
- Информацию о балансовых показателях
- Сведения из отчета о прибылях и убытках
- Сведения из отчета о финансовом положении
- Перечень участников МГК
- Другое
- Финансовой отчетности участников МГК, которые:
- Совершили Контролируемые сделки и / или
- Совершили сделки по последующей реализации указанных товаров (если применимо) и / или
- Обеспечивали совершение указанных сделок (если применимо).
Подробный перечень финансовой информации, которую предлагается раскрывать в новой отчетности, представлен в Приложениях.
Когда и в каком формате необходимо представить Сведения?
Сведения должны быть представлены в налоговые органы в срок не позднее 12 месяцев с даты окончания финансового года, в котором были совершены Контролируемые сделки.
Таким образом, 2024 будет первым отчетным годом для российских материнских компаний или уполномоченных участников МГК, которые удовлетворяют перечисленным условиям и участники которых в 2024 совершали Контролируемые сделки. Сведения должны быть представлены в ФНС России до 31 декабря 2025 в случае, если финансовый год МГК совпадает с календарным.
Обращаем внимание, что для определения наличия обязанности по подаче Сведений доля активов на территории РФ должна определяться по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую году совершения Контролируемых сделок, т.е. по состоянию на 31 декабря 2023 для МГК, чей финансовый год заканчивается 31 декабря 2024.
Сведения должны будут представляться в налоговый орган в электронной форме (в формате XML) по телекоммуникационным каналам связи.
Следует также отметить, что документы и информация о совершенных Контролируемых сделках могут быть истребованы налоговыми органами вне рамок налоговых проверок в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 93.1 НК РФ.
Ответственность за нарушение обязанности по подаче Сведений
Согласно п. 4 ст. 129.11 НК РФ непредставление в установленный срок или представление недостоверных Сведений влечет взыскание штрафа в размере 1 000 000 рублей.
Обращаем внимание, что в связи с отсутствием сложившейся практики остается открытым вопрос в отношении того, каким образом будут взиматься штрафы в случае неподачи или представления недостоверных Сведений при условии совершения Контролируемых сделок несколькими участниками МГК, а именно будут ли указанные штрафы мультиплицироваться кратно количеству участников МГК, в отношении которых не представлены соответствующие Сведения.
Выводы – дополнительные требования по раскрытию информации
Таким образом, наряду с общим усилением контроля за трансфертным ценообразованием у российских налогоплательщиков – материнских компаний или уполномоченных участников МГК появляется обязанность по представлению совершенно нового вида отчетности в российские налоговые органы.
Мы рекомендуем российским материнским компаниям или уполномоченным участникам МГК:
- Проанализировать распределение активов МГК на территории РФ и в иностранных юрисдикциях присутствия группы
- Проанализировать сделки, совершенные участниками МГК в отчетном периоде, на предмет их возможного отнесения к Контролируемым сделкам по указанным выше основаниям
- Предварительно определить наличие или отсутствие обязанности по подаче Сведений и
- Заранее оценить необходимость адаптации внутренних процессов, программ и учетных систем в целях анализа и сбора необходимой информации для подготовки Сведений.
Налогоплательщикам также следует уделить внимание проработке централизованного подхода к подготовке отчетности по ТЦО. С высокой долей вероятности налоговые органы будут определять обязанность по представлению Сведений по результатам анализа иной отчетности по ТЦО, в том числе Страновых отчетов (в части определения доли активов), а также Уведомлений о контролируемых сделках (далее — «Уведомление»).
Обращаем внимание, что форма Уведомления также претерпела изменения в связи с поправками в НК РФ, однако, на момент подготовки настоящего бюллетеня финальная форма Уведомления еще не утверждена.
Как Б1 может помочь?
- Анализ сделок, совершенных участниками МГК, на предмет признания их контролируемыми для целей определения наличия или отсутствия обязанности по представлению Сведений
- Подготовка Сведений в соответствии с российскими требованиями в формате XML в специально разработанной специалистами Б1 программе на основании выгрузки данных из учетных систем налогоплательщика
- Содействие в разработке внутренних процессов и контролей, необходимых для сбора данных и подготовки Сведений, с учетом особенностей деятельности и учетных систем налогоплательщика
- Адаптация внутренних процессов, программ и учетных систем налогоплательщика в целях самостоятельного сбора необходимой информации для корректной подготовки и формирования XML-схемы Сведений
- Методологическая поддержка по различным вопросам, связанным с подготовкой Сведений, включая поддержку в рамках взаимодействия с налоговыми органами
- Подача Сведений в формате XML от имени налогоплательщика в российские налоговые органы
- Поддержка в выявлении и диагностике контролируемых сделок, а также сделок, приравненных к контролируемым, в том числе с независимыми зарубежными контрагентами, зарегистрированными в странах, входящих в так называемый «Черный список» Министерства финансов РФ
- Подготовка и методологическая поддержка по подготовке иной отчетности по ТЦО, в том числе, Уведомлений о контролируемых сделках, Уведомлений об участии в МГК, Страновых отчетов и др.
АВТОРЫ
.jpg)
Мария Фролова
Партнер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
-(1).jpg)
Руслан Раджабов
Партнер Б1
Руководитель группы трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться

Юрий Михайлов
Директор Б1
Группа услуг в области трансфертного ценообразования финансовых сделок и институтов финансового сектора, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться

Руслан Гаспарян
Директор Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться

Дарья Еронтьева
Младший менеджер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Анна Ашуркова
Консультант Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Показать ссылки
.jpg)
Госдума приняла закон о ратификации Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и ОАЭ в третьем чтении
24 июня Государственная Дума РФ приняла закон о ратификации Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и ОАЭ («СОИДН») в третьем чтении. Дальнейшие шаги по ратификации СОИДН включают в себя одобрение Советом Федерации, подписание Президентом РФ и официальное опубликование.
25.06.2025

Налоговый мониторинг: изменения сервисов АИС Налог-3
2 июня 2025 года ФНС России опубликовала изменения в части существующих сервисов АИС «Налог-3», а также опубликовала ряд новых сервисов для целей налогового мониторинга, которые необходимо внедрить участникам налогового мониторинга до 02.06.2026.
10.06.2025
.jpg)
Новое Руководство ФНС ОАЭ по налогообложению Личных фондов (Family Foundations)
28 мая 2025 года Федеральная налоговая служба ОАЭ (FTA) опубликовала руководство по корпоративному налогообложению Личных фондов (Family Foundations). Документ предназначен для состоятельных лиц, семейных офисов, консультантов и специалистов по структурированию благосостояния.
06.06.2025

Обзор решения Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2025 по делу № А51-11076/2024
13 мая 2025 АС Приморского края принял решение по делу № А51-11076/2024 об удовлетворении требований ООО «НОРДИК ТИТАН» о признании незаконными решений Находкинской таможни о включении «дивидендов» в таможенную стоимость, а также уведомлений Смоленской таможни о не уплаченных суммах таможенных платежей.
05.06.2025
.jpg)
Pillar 2: «второе дыхание»
29 мая 2025 года на Федеральном портале проектов НПА опубликован проект федерального закона, содержащий поправки в НК РФ, которые предусматривают взимание дополнительного налога на прибыль для некоторых российских участников международных групп компаний. Поправки связаны с международной налоговой реформой, а именно с имплементацией модельного законодательства Pillar 2, касающегося глобального минимального налога.
30.05.2025

Рекламный сбор: предложены детали исчисления и уплаты
26 марта 2025 Минцифры опубликовало проект постановления Правительства РФ «Об утверждении особенностей исчисления и уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 статьи 18.2 Федерального закона «О рекламе», и порядка осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты таких отчислений». Целью Проекта постановления является внесение деталей в правила исчисления и уплаты рекламного сбора, а также установление порядка мониторинга своевременности уплаты рекламного сбора участниками рынка.
28.03.2025
.jpg)
Проект изменений правил ИТ-аккредитации: суть и влияние на применение налоговых ИТ-льгот
14 февраля 2025 был опубликован новый проект постановления Правительства РФ об изменении в положение об ИТ-аккредитации, публичное обсуждение которого продлится до 13 марта. После публичного обсуждения проект должен будет пройти ещё несколько стадий, после которых последует рассмотрение в Правительстве.
26.02.2025

РФ и ОАЭ подписали новое Соглашение об избежании двойного налогообложения
17 февраля 2025 РФ и ОАЭ подписали новое соглашение об избежании двойного налогообложения. По заявлению Минфина РФ стороны направят все усилия для обеспечения вступления в силу документа с 2026 года. Соглашение подписано на русском, арабском и английском языках, в случае расхождений в формулировках, редакция на английском будет превалировать.
20.02.2025