Tax Messenger
ФНС планирует исключить все страны ЕС из перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами
17.09.2024 г.
3 сентября 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС России (далее – «Проект»), который устанавливает новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами (далее – «Перечень»).
Согласно действующему Приказу ФНС России от 20 декабря 2022 № ЕД-7−17/1226@, вступившему в силу 7 февраля 2023, ФНС России осуществляет автоматический обмен Страновыми отчетами с налоговыми органами 67 государств и 8 территорий.
В случае вступления в силу Проекта новый Перечень, в отличие от действующего, будет включать 45 государств и 10 территорий. Из Перечня планируется исключить все 27 стран-членов Европейского Союза (далее – «ЕС»), а именно: Австрию, Бельгию, Болгарию, Венгрию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Кипр, Латвию, Литву, Люксембург, Мальту, Нидерланды, Польшу, Португалию, Румынию, Словакию, Словению, Финляндию, Францию, Хорватию, Чехию, Швецию и Эстонию.
В то же время в Перечень планируется добавить 5 государств – Албанию, Доминиканскую Республику, Камерун, Мавританию и Папуа Новая Гвинея, а также 2 территории – Монтсеррат и Фарерские острова.
Принятие Перечня будет означать, что у российских участников иностранных международных групп компаний (далее – «МГК»), материнские компании которых находятся в странах, не включенных в Перечень, могут возникнуть дополнительные обязательства перед ФНС России.
Последствия для налогоплательщиков
Согласно ст. 105.16-3 Налогового Кодекса РФ (далее – «НК РФ») российские участники иностранных МГК вправе не представлять Страновой отчет в ФНС России при соблюдении определенных условий, в том числе в случае, если материнские компании таких иностранных МГК являются резидентами государств (территорий), с которыми РФ осуществляет автоматический обмен Страновыми отчетами. В таком случае ФНС России может получить Страновые отчеты, подготовленные материнскими компаниями иностранных МГК в юрисдикциях их присутствия, в рамках автоматического обмена с налоговыми органами соответствующих юрисдикций.
Однако, в случае, если материнские компании иностранных МГК являются резидентами государств, с которыми не осуществляется обмен Страновыми отчетами, или они включены в перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами, то согласно ст. 105.16-3 НК РФ у ФНС России появляются законодательные основания запрашивать Страновой отчет напрямую у российских участников иностранных МГК в рамках механизма «Вторичной подачи», в связи с отсутствием возможности получения Страновых отчетов в рамках автоматического обмена.
Для исполнения такого требования налогоплательщикам потребуется осуществить своевременную подготовку и подачу Странового отчета (в срок, указанный в требовании налогового органа, который не может составлять менее трех месяцев) в электронном формате в соответствии с требованиями к подготовке XML-схемы Странового отчета, установленными Приказом ФНС России от 6 марта 2018 № ММВ-7−17/123@. За непредставление или представление Странового отчета, содержащего недостоверные сведения, предусмотрен штраф в размере 100 000 рублей, который, с учетом вступивших в силу с 1 января 2024 изменений в НК РФ, увеличился до 1 000 000 рублей.
Непредставление Странового отчета по требованию или отражение недостоверных сведений может также привлечь дополнительное детальное внимание со стороны ФНС России в отношении внутригрупповых сделок, которые совершаются российскими участниками с иностранными участниками МГК, и потенциально, привести к назначению со стороны ФНС России проверок по ТЦО или общих налоговых проверок, а также создать репутацию «недобросовестного» налогоплательщика.
Обращаем внимание, что большинство стран, которые планируется исключить из Перечня (кроме Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы, Мальты, Хорватии, Чехии и Эстонии), в январе 2024 были включены в другой перечень – перечень государств (территорий), которые должны осуществлять автоматический обмен Страновыми отчетами, но допускают систематическое неисполнение обязательств по такому обмену. Таким образом, у ФНС России еще в начале 2024 года появилось право запрашивать Страновые отчеты в рамках Вторичной подачи у российских участников МГК, чьи материнские компании являются резидентами 19 стран-членов ЕС, однако, в связи с тем, что формально налоговые органы этих стран были обязаны обмениваться Страновыми отчетами, то сохранялась вероятность, что ФНС России все же сможет получать Страновые отчеты от налоговых органов этих стран.
Теперь же в случае принятия Проекта и утверждения Перечня, отношения по автоматическому обмену с налоговыми органами всех стран-членов ЕС будут полностью прекращены, в связи с чем, российские налогоплательщики – участники МГК, чьи материнские компании являются резидентами стран ЕС, с высокой степенью вероятности будут регулярно получать от ФНС России требования о предоставлении Страновых отчетов в отношении прошлых и будущих отчетных периодов.
Дополнительно важно отметить, что российские участники МГК, чьи материнские компании являются резидентами Австралии, Норвегии, Японии и Бермуд, также могут получить требования от ФНС России по представлению Странового отчета в рамках Вторичной подачи, так как несмотря на то, что эти юрисдикции остаются в перечне стран, которые обмениваются Страновыми отчетами, они при этом допускают систематическое нарушение обязательств по такому обмену.
Подробнее о последствиях утверждения перечня стран, допускающих систематическое нарушение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами, читайте в нашем предыдущем обзоре.
Выводы: новые обязательства для участников европейских МГК
В случае принятия Проекта в текущем виде у российских участников европейских МГК появятся дополнительные обязательства по представлению Страновых отчетов в рамках Вторичной подачи в связи с тем, что у ФНС России появятся законодательные основания запрашивать Страновые отчеты в отношении отчетных периодов, начиная с 2023, которыми налоговые органы, при сохранении отношений по автоматическому обмену, были ли бы обязаны обменяться не позднее 31 марта 2025.
Также в связи с принятием упомянутого выше перечня государств (территорий), которые допускают систематическое неисполнение обязательств по обмену Страновыми отчетами, ФНС России может запрашивать Страновые отчеты в случае, если они не были получены в рамках автоматического обмена, за:
- 2021 – автоматический обмен должен был произойти не позднее 31 марта 2023;
- 2022 – автоматический обмен должен был произойти не позднее 31 марта 2024.
В связи с этим, мы рекомендуем российским участникам иностранных МГК:
- Внимательно проанализировать положения Проекта на предмет того, являются ли их материнские компании МГК, участниками которых они являются, резидентами иностранных государств (территорий), включенных в Перечень;
- Заранее связаться с материнскими компаниями иностранных МГК с целью проинформировать их и получить от них Страновой отчет, подготовленный в юрисдикции присутствия материнской компании МГК;
- В случае, если материнская компания иностранной МГК отказывается или не может предоставить Страновой отчет российскому участнику МГК, подготовить документально подтвержденное обоснование отсутствия возможности представления Странового отчета по запросу ФНС России;
- Собрать дополнительную информацию, отсутствующую в Страновом отчете материнской компании МГК, и необходимую для успешной подготовки и подачи Странового отчета в рамках механизма «Вторичной подачи» в российские налоговые органы;
- Заранее подготовить Страновой отчет в формате XML в соответствии с российскими требованиями, которые существенно отличаются от требований других юрисдикций, в целях своевременной подачи Странового отчета в ФНС России.
Как Б1 может помочь?
- Подготовка и подача Уведомлений об участии в МГК в формате XML в соответствии с российскими требованиями, а также содействие в подготовке и подаче Уведомлений об участии в МГК в соответствии с требованиями иностранных юрисдикций;
- Подготовка Страновых отчетов в формате XML в соответствии с российскими требованиями, а также требованиями иностранных юрисдикций, автоматический обмен с которыми отсутствует; и
- Подача сформированного Странового отчета в формате XML от имени налогоплательщика в ФНС России, а также содействие в подаче в налоговые органы иностранных юрисдикций, автоматический обмен с которыми отсутствует;
- Методологическая поддержка по различным вопросам, связанным с подготовкой Страновой отчетности, включая поддержку в рамках взаимодействия с материнскими компаниями иностранных МГК, а также налоговыми органами в юрисдикциях присутствия МГК;
- Подготовка ответов на требования налоговых органов о представлении Странового отчета, в том числе, содержащих документально подтвержденное обоснование отсутствия возможности представить Страновой отчет в связи с отказом или невозможностью материнской компании МГК предоставить необходимые данные, а также запросов в государственные органы (Министерство Финансов РФ и ФНС России) в части предоставления разъяснений по вопросам подготовки Страновой отчетности, в том числе в отношении применения штрафов в случае невозможности получения налогоплательщиком информации, необходимой для подготовки Странового отчета, от иностранной материнской компании МГК.
АВТОРЫ
Мария Фролова
Партнер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Руслан Раджабов
Партнер Б1
Группа трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Юрий Михайлов
Директор Б1
Группа услуг в области трансфертного ценообразования финансовых сделок и институтов финансового сектора, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Руслан Гаспарян
Директор Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Дарья Еронтьева
Младший менеджер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Анна Ашуркова
Консультант Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Тенденции классификации фармацевтической продукции и медицинских изделий в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
В настоящее время наблюдается особый контроль таможенных органов к правильности классификации товаров при их ввозе и вывозе. В данном обзоре мы хотим поделиться тенденциями переклассификации медицинских товаров, которые мы наблюдаем в правоприменительной и судебной практике.
26.11.2024
Тренды налоговых споров в 2025: дробление бизнеса по договорам франчайзинга
Практика налоговых споров, свидетельствует о том, что заключение договора франчайзинга является сигналом для налоговых органов о наличии признаков «дробления». Независимо от масштабов деятельности, применения ОСНО сторонами Франчайзинга, сохраняется высокий риск претензий со стороны налоговых органов.
21.11.2024
Верховный суд РФ подтвердил неправомерность включения платежей за страхование качества продукции в таможенную стоимость
Юристами Б1 в судебном споре с ЦАТ доказана неправомерность включения в таможенную стоимость ввозимых товаров платежей по страхованию качества продукции. Верховный Суд РФ подтвердил законность судебных решений, принятых в пользу Компании.
28.10.2024
Дело «Аркаим» по переквалификации движимого имущества в недвижимое: что решил Верховный суд?
10 октября 2024 года СКЭС ВС РФ отменила постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и оставила в силе решения суда первой инстанции в пользу налогоплательщика.
14.10.2024
Состояние правоприменительной практики по квалификации движимого и недвижимого имущества: дайджест от 2 октября 2024
В последние годы доначисление налога на имущество организаций в результате переквалификации движимого имущества в недвижимое стало одним из трендов налоговых споров. Правоприменительная практика по данному вопросу является противоречивой и продолжается формироваться до настоящего времени, поэтому считаем важным отслеживать актуальное состояние практики.
02.10.2024
Утверждение нового формата уведомления о контролируемых сделках
20 августа 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов (далее – «Портал») был опубликован проект Приказа ФНС России (далее – «Проект») о внесении изменений в приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках…».
24.09.2024
ФНС планирует исключить все страны ЕС из перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами
3 сентября 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС, который устанавливает новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами. В случае вступления в силу, новый Перечень будет включать 45 государств и 10 территорий.
17.09.2024
Новое обязательство для международных групп компаний: утверждение форматов представления сведений из финансовой отчетности
24 июля на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС «Об утверждении форматов представления сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний (МГК), финансовой отчетности участников МГК в электронной форме».
10.09.2024