Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Tax Messenger

ФНС планирует исключить все страны ЕС из перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами

17.09.2024 г.

Поделиться

3 сентября 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС России (далее – «Проект»), который устанавливает новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами (далее – «Перечень»).

Согласно действующему Приказу ФНС России от 20 декабря 2022 № ЕД-7−17/1226@, вступившему в силу 7 февраля 2023, ФНС России осуществляет автоматический обмен Страновыми отчетами с налоговыми органами 67 государств и 8 территорий. 

В случае вступления в силу Проекта новый Перечень, в отличие от действующего, будет включать 45 государств и 10 территорий. Из Перечня планируется исключить все 27 стран-членов Европейского Союза (далее – «ЕС»), а именно: Австрию, Бельгию, Болгарию, Венгрию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Кипр, Латвию, Литву, Люксембург, Мальту, Нидерланды, Польшу, Португалию, Румынию, Словакию, Словению, Финляндию, Францию, Хорватию, Чехию, Швецию и Эстонию. 

В то же время в Перечень планируется добавить 5 государств – Албанию, Доминиканскую Республику, Камерун, Мавританию и Папуа Новая Гвинея, а также 2 территории – Монтсеррат и Фарерские острова.

Принятие Перечня будет означать, что у российских участников иностранных международных групп компаний (далее – «МГК»), материнские компании которых находятся в странах, не включенных в Перечень, могут возникнуть дополнительные обязательства перед ФНС России.

Последствия для налогоплательщиков

Согласно ст. 105.16-3 Налогового Кодекса РФ (далее – «НК РФ») российские участники иностранных МГК вправе не представлять Страновой отчет в ФНС России при соблюдении определенных условий, в том числе в случае, если материнские компании таких иностранных МГК являются резидентами государств (территорий), с которыми РФ осуществляет автоматический обмен Страновыми отчетами. В таком случае ФНС России может получить Страновые отчеты, подготовленные материнскими компаниями иностранных МГК в юрисдикциях их присутствия, в рамках автоматического обмена с налоговыми органами соответствующих юрисдикций.

Однако, в случае, если материнские компании иностранных МГК являются резидентами государств, с которыми не осуществляется обмен Страновыми отчетами, или они включены в перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами, то согласно ст. 105.16-3 НК РФ у ФНС России появляются законодательные основания запрашивать Страновой отчет напрямую у российских участников иностранных МГК в рамках механизма «Вторичной подачи», в связи с отсутствием возможности получения Страновых отчетов в рамках автоматического обмена.

Для исполнения такого требования налогоплательщикам потребуется осуществить своевременную подготовку и подачу Странового отчета (в срок, указанный в требовании налогового органа, который не может составлять менее трех месяцев) в электронном формате в соответствии с требованиями к подготовке XML-схемы Странового отчета, установленными Приказом ФНС России от 6 марта 2018 № ММВ-7−17/123@. За непредставление или представление Странового отчета, содержащего недостоверные сведения, предусмотрен штраф в размере 100 000 рублей, который, с учетом вступивших в силу с 1 января 2024 изменений в НК РФ, увеличился до 1 000 000 рублей.

Непредставление Странового отчета по требованию или отражение недостоверных сведений может также привлечь дополнительное детальное внимание со стороны ФНС России в отношении внутригрупповых сделок, которые совершаются российскими участниками с иностранными участниками МГК, и потенциально, привести к назначению со стороны ФНС России проверок по ТЦО или общих налоговых проверок, а также создать репутацию «недобросовестного» налогоплательщика.

Обращаем внимание, что большинство стран, которые планируется исключить из Перечня (кроме Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы, Мальты, Хорватии, Чехии и Эстонии), в январе 2024 были включены в другой перечень – перечень государств (территорий), которые должны осуществлять автоматический обмен Страновыми отчетами, но допускают систематическое неисполнение обязательств по такому обмену. Таким образом, у ФНС России еще в начале 2024 года появилось право запрашивать Страновые отчеты в рамках Вторичной подачи у российских участников МГК, чьи материнские компании являются резидентами 19 стран-членов ЕС, однако, в связи с тем, что формально налоговые органы этих стран были обязаны обмениваться Страновыми отчетами, то сохранялась вероятность, что ФНС России все же сможет получать Страновые отчеты от налоговых органов этих стран.

Теперь же в случае принятия Проекта и утверждения Перечня, отношения по автоматическому обмену с налоговыми органами всех стран-членов ЕС будут полностью прекращены, в связи с чем, российские налогоплательщики – участники МГК, чьи материнские компании являются резидентами стран ЕС, с высокой степенью вероятности будут регулярно получать от ФНС России требования о предоставлении Страновых отчетов в отношении прошлых и будущих отчетных периодов.

Дополнительно важно отметить, что российские участники МГК, чьи материнские компании являются резидентами Австралии, Норвегии, Японии и Бермуд, также могут получить требования от ФНС России по представлению Странового отчета в рамках Вторичной подачи, так как несмотря на то, что эти юрисдикции остаются в перечне стран, которые обмениваются Страновыми отчетами, они при этом допускают систематическое нарушение обязательств по такому обмену.

Подробнее о последствиях утверждения перечня стран, допускающих систематическое нарушение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами, читайте в нашем предыдущем обзоре.

Выводы: новые обязательства для участников европейских МГК

В случае принятия Проекта в текущем виде у российских участников европейских МГК появятся дополнительные обязательства по представлению Страновых отчетов в рамках Вторичной подачи в связи с тем, что у ФНС России появятся законодательные основания запрашивать Страновые отчеты в отношении отчетных периодов, начиная с 2023, которыми налоговые органы, при сохранении отношений по автоматическому обмену, были ли бы обязаны обменяться не позднее 31 марта 2025.

Также в связи с принятием упомянутого выше перечня государств (территорий), которые допускают систематическое неисполнение обязательств по обмену Страновыми отчетами, ФНС России может запрашивать Страновые отчеты в случае, если они не были получены в рамках автоматического обмена, за:

  • 2021 – автоматический обмен должен был произойти не позднее 31 марта 2023;
  • 2022 – автоматический обмен должен был произойти не позднее 31 марта 2024.

В связи с этим, мы рекомендуем российским участникам иностранных МГК:

  • Внимательно проанализировать положения Проекта на предмет того, являются ли их материнские компании МГК, участниками которых они являются, резидентами иностранных государств (территорий), включенных в Перечень;
  • Заранее связаться с материнскими компаниями иностранных МГК с целью проинформировать их и получить от них Страновой отчет, подготовленный в юрисдикции присутствия материнской компании МГК;
  • В случае, если материнская компания иностранной МГК отказывается или не может предоставить Страновой отчет российскому участнику МГК, подготовить документально подтвержденное обоснование отсутствия возможности представления Странового отчета по запросу ФНС России;
  • Собрать дополнительную информацию, отсутствующую в Страновом отчете материнской компании МГК, и необходимую для успешной подготовки и подачи Странового отчета в рамках механизма «Вторичной подачи» в российские налоговые органы;
  • Заранее подготовить Страновой отчет в формате XML в соответствии с российскими требованиями, которые существенно отличаются от требований других юрисдикций, в целях своевременной подачи Странового отчета в ФНС России.

Как Б1 может помочь?

  • Подготовка и подача Уведомлений об участии в МГК в формате XML в соответствии с российскими требованиями, а также содействие в подготовке и подаче Уведомлений об участии в МГК в соответствии с требованиями иностранных юрисдикций;
  • Подготовка Страновых отчетов в формате XML в соответствии с российскими требованиями, а также требованиями иностранных юрисдикций, автоматический обмен с которыми отсутствует; и
  • Подача сформированного Странового отчета в формате XML от имени налогоплательщика в ФНС России, а также содействие в подаче в налоговые органы иностранных юрисдикций, автоматический обмен с которыми отсутствует;
  • Методологическая поддержка по различным вопросам, связанным с подготовкой Страновой отчетности, включая поддержку в рамках взаимодействия с материнскими компаниями иностранных МГК, а также налоговыми органами в юрисдикциях присутствия МГК;
  • Подготовка ответов на требования налоговых органов о представлении Странового отчета, в том числе, содержащих документально подтвержденное обоснование отсутствия возможности представить Страновой отчет в связи с отказом или невозможностью материнской компании МГК предоставить необходимые данные, а также запросов в государственные органы (Министерство Финансов РФ и ФНС России) в части предоставления разъяснений по вопросам подготовки Страновой отчетности, в том числе в отношении применения штрафов в случае невозможности получения налогоплательщиком информации, необходимой для подготовки Странового отчета, от иностранной материнской компании МГК.

АВТОРЫ

Мария Фролова

Мария Фролова

Партнер Б1

Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Руслан Раджабов

Руслан Раджабов

Партнер Б1

Группа трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Юрий Михайлов

Юрий Михайлов

Директор Б1

Группа услуг в области трансфертного ценообразования финансовых сделок и институтов финансового сектора, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Руслан Гаспарян

Руслан Гаспарян

Директор Б1

Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Дарья Еронтьева

Дарья Еронтьева

Младший менеджер Б1

Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Анна Ашуркова

Анна Ашуркова

Консультант Б1

Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

ДРУГИЕ ОБЗОРЫ
Посмотреть все