Tax Messenger
Дробление бизнеса: амнистия — за и против
24.07.2024 г.
Закон в части амнистии для участников схемы дробления бизнеса предлагает сложный механизм её реализации, содержащий ряд неопределенных положений. В этой статье мы расскажем о том, что такое дробление бизнеса, какие риски сопряжены с дроблением, что предлагает законодатель, как амнистия будет применяться, а также о чем целесообразно подумать для того, чтобы решить, нужно ли в ней участвовать и что для этого необходимо.
Введение
12 июля 2024 г. опубликован Федеральный закон № 176-ФЗ («Закон»)[1], предлагающий, в том числе, правила об освобождении от налогов, штрафов и пеней по правонарушениям, выявленным за 2022-2024, связанным с дроблением бизнеса («Амнистия»). В указанной части закон вступает в силу с даты опубликования[2].
Исходя из содержания Закона, Амнистия представляет собой безопасный инструмент «обеления» бизнеса, предусматривающий «прощение» за налоговые нарушения в части дробления бизнеса в прошлых периодах (в 2022-2024) в обмен на отказ от противоправного поведения в последующих периодах.
Компании, чья деятельность потенциально попадает под действие Закона в рассматриваемой части, столкнулись с необходимостью пересмотра своего подхода к управлению рисками. Им предстоит принять решение о целесообразности применения Амнистии, учитывая порядок, предусмотренный Законом.
Далее мы подробнее рассмотрим вопрос о том, что необходимо сделать.
Что такое дробление бизнеса
Понятия дробления бизнеса и добровольного отказа от дробления бизнеса
До принятия Закона понятие дробления бизнеса не было нормативно закреплено и формировалось на основе судебной практики, а также Писем ФНС[3]. В результате был сформирован ряд критериев, в зависимости от наличия которых и разрешались подобные споры. Понятие добровольного отказа от дробления бизнеса отсутствовало.
Согласно Закону, дробление бизнеса определяется как разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (группой лиц), подконтрольными одним и тем же лицам, с целью занижения сумм налогов через применение специальных налоговых режимов с превышением предусмотренных статьей 54.1 НК РФ пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налогов.
Добровольный отказ от дробления бизнеса (далее — «Добровольный отказ») — исчисление и уплата лицами, участвовавшими в дроблении бизнеса, налогов в размере, определенном в результате консолидации по всей группе лиц доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения. Добровольный отказ может быть полным или частичным (Законом детали не конкретизированы).
В целом, Законом сохраняются подходы правоприменительной практики, согласно которым в понятие дробления включаются, в том числе, такие признаки, как подконтрольность вовлеченных организаций и индивидуальных предпринимателей (далее «ИП») одному лицу, наличие единого производственного цикла (бизнес-процесса) и направленность на злоупотребления специальными налоговыми режимами, в частности, упрощенной системой налогообложения (далее «УСН»).
Для формирования собственного понимания наличия в Вашей деятельности рисков дробления, предлагаем пройти экспресс-тест:
Ключевые критерии дробления бизнеса
- Деятельность структурирована таким образом, что все или часть вовлеченных лиц (организаций, ИП) сохраняют возможность применять УСН или иные специальные налоговые режимы?
- Бизнес имеет единого выгодоприобретателя, который контролирует деятельность всех лиц?
- Бизнес составляет единый производственный цикл (бизнес-процесс)?
Дополнительные критерии дробления бизнеса
- Решения в отношении деятельности всех организаций и ИП по операционным вопросам принимаются одним лицом?
- Имеет место оплата расходов одних лиц другими?
- Общие поставщики и покупатели?
- Сотрудники имеют трудовые отношения с несколькими лицами одновременно или имеет место «внутренняя миграция» сотрудников?
- Использование общего имущества?
- Бухгалтерский учет всех лиц ведется одними и теми же людьми?
Если после прохождения теста вы обнаружили, что большинство ответов на ключевые и дополнительные критерии дробления бизнеса положительные, то это может свидетельствовать о наличии существенных рисков, связанных с дроблением бизнеса. Специалисты Б1 готовы оказать содействие в прохождении теста и интерпретации его результатов, а также анализе соответствующих рисков.
Риски дробления бизнеса
В случае, если налоговые органы установят факт создания незаконной схемы дробления бизнеса с целью уменьшения суммы налоговых платежей в бюджет, это может повлечь следующие негативные последствия:
- Налоговые последствия. Доначисление налогоплательщику налогов по общей системе налогообложения (ставка налога на прибыль после 01.01.2025 будет 25% вместо 20%), привлечение к ответственности в виде штрафа в размере 40% от суммы доначисленных налогов, а также необходимость уплаты соответствующей суммы пеней. Такие последствия могут существенно повлиять на финансовое положение налогоплательщика, привести к серьезным финансовым потерям и даже остановке бизнеса.
- Банкротство / субсидиарная ответственность. При неуплате недоимки, налоговые органы могут инициировать процедуру банкротства налогоплательщика. Кроме того, с контролирующих налогоплательщика лиц могут взыскать недоимку с использованием механизма субсидиарной ответственности[4].
- Уголовная ответственность. Виновных в неуплате налогов физических лиц могут привлечь к уголовной ответственности по ст. ст. 198, 199 УК РФ (в зависимости от того, кто не уплачивает налоги — физическое или юридическое лицо). Привлечение к уголовной ответственности за неуплату налогов организацией может грозить наложением штрафа до 500 тысяч рублей, принудительными работами, лишением свободы от одного до трех лет, арестом, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет[5].
Как будет работать Амнистия
Закон в текущей редакции предусматривает следующие условия применения Амнистии.
Налоговая проверка за 2022-2024 гг. с фактом дробления бизнеса
| Приостановление действия решения | Дальнейшая проверка и действия налогоплательщика | Применение Амнистии |
---|---|---|---|
Решение по результатам налоговой проверки, содержащее признаки дробления бизнеса (далее «Решение») вступило в силу до 01.01.2025
| Нет | Не имеет значения | Нет |
Решение должно вступить в силу после 01.01.2025 | Да |
Выездные налоговые проверки (далее — «ВНП»[6]) за 2025-2026 гг. состоялись и не выявили дробление бизнеса
| Да, после вступления в силу наиболее позднего по дате решения по ВНП за 2025-2026 гг. |
ВНП за 2025-2026 гг. состоялись и не выявили дробление бизнеса, но налогоплательщик добровольно отказался от дробления только после вынесения решения о проведении ВНП
| Да, после вступления в силу решений по ВНП за 2025-2026 гг., при условии Добровольного отказа за 2024 до даты вступления наиболее раннего решения по ВНП | ||
ВНП за 2025-2026 гг. состоялись и выявили дробление бизнеса
| Нет | ||
ВНП за 2025-2026 гг. состоялись и выявили частичное дробление бизнеса
| Частично | ||
ВНП за 2025-2026 гг. не назначены
| Да, c 01.01.2030 |
Неясности Закона
- Понятия «Дробление бизнеса» и «Добровольный отказ» недостаточно конкретизированы:
- Критерии дробления бизнеса, установленные Законом, являются общими и, по сути, сводятся к двум факторам (контроль одними и теми же лицами и направленность на занижение сумм налогов), что может увеличивать субъективность оценок и различное понимание сути критериев как со стороны налоговых органов, так и бизнеса.
- Термин «единая предпринимательская деятельность» не раскрывается в Законе и в нормативно-правовых актах. Практикой трактуется по-разному в зависимости от фактических обстоятельств.
- Неясно применение Амнистии в случае, если компанией применяются не специальные налоговые режимы, а налоговые льготы, в т.ч. ИТ-льготы.
- Отсутствует порядок заявления, документального подтверждения, а также механизм реализации Добровольного отказа (как полного, так и частичного). Закон не обозначает, какие именно документы необходимо предоставить, в какие сроки и в каком порядке они будут рассматриваться.
- Закон предусматривает частичную Амнистию при частичном Добровольном отказе, но не устанавливает механизм их соотношения, в том числе, как будет рассчитываться «частичность».
- Амнистия предусмотрена и для тех компаний, которые прекратят свою деятельность после 2025 года в связи с ликвидацией, банкротством, реорганизацией. Но необходимо учитывать, что если их деятельность продолжается другим лицом, налоговый орган может переложить на него обязанность по уплате налогов, штрафов и пеней. При этом в Законе отсутствуют критерии, по которым деятельность иных лиц будет признаваться продолжением деятельности налогоплательщика.
- Амнистия применяется в случаях, когда в рамках проверок за 2022-2024 гг. (вид проверок не конкретизирован) установлен факт дробления бизнеса. При этом сохраняется неясность в отношении возможности применения амнистии в случаях, если:
- факт дробления установлен камеральной налоговой проверкой за налоговый / отчетный период, относящийся к 2022-2024 гг.;
- ВНП была проведена за период, выходящий за рамки 2022-2024 гг., но частично его захватывающий (например, 2021-2023 гг.).
- Если в рамках ВНП будет проверен только один год (2025 или 2026), то будет ли применена Амнистия к 2022-2024 гг., и если будет, то в какой момент?
- Если дробление установлено за 2022-2024 гг., а ВНП за 2025-2026 гг. не назначили, нужно ли для применения Амнистии до 01.01.2030 добровольно отказаться от дробления бизнеса за 2025-2026 гг. и проинформировать об этом налоговые органы?
- Неясности по расчету сроков на досудебное и судебное обжалование Решений за 2022-2024 гг.
- Если налогоплательщик не согласен с вмененным фактом дробления за 2025-2026 гг., неясно применение Амнистии за 2022-2024 в случае, когда процессуальные сроки обжалования факта дробления за данный период уже истекли.
О чем подумать уже сегодня при анализе рисков и последствий дробления
С принятием Закона многие компании столкнулись с необходимостью оценки дальнейшей возможности / целесообразности использования в структурах лиц, применяющих специальные налоговые режимы. В случае, если компания видит риски вменения ей факта дробления бизнеса, уже сейчас целесообразно предпринять следующие шаги:
- Провести комплексный анализ бизнеса на предмет наличия признаков дробления бизнеса и соответствующих рисков;
- Определить возможные меры по снижению рисков (включая подготовку «защитного файла», изменение структуры бизнеса);
- Рассмотреть вопрос о целесообразности применения Амнистии, учитывая порядок, предусмотренный Законом;
- Выстроить коммуникацию с налоговыми органами с целью эффективного и правильного донесения позиции налогоплательщика, а также своевременного представления необходимых документов с целью применения Амнистии.
Мы будем рады оказать комплексное содействие по следующим вопросам:
- Анализ ваших структур на предмет наличия признаков «дробления бизнеса» и оценка целесообразности применения Амнистии для всей группы компаний или отдельных лиц;
- Разработка подходов к организации целевой структуры для минимизации потенциальных налоговых рисков, связанных с применением Амнистии;
- Помощь в подготовке «защитного файла» для обоснования текущей и / или потенциальной структуры бизнеса, а также применения Амнистии;
- Взаимодействие с налоговыми органами на всех этапах, включая поддержку в рамках контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами, а также по обжалованию их результатов.
Наш опыт
Компания Б1 неизменно занимает лидерские позиции в рейтингах «Коммерсант» и «Право-300», и ее эксперты активно участвуют в деятельности профессиональных сообществ (например, Палата Налоговых Консультантов).
За последнее время мы участвовали в ряде споров по вопросам дробления бизнеса — во всех случаях нам удалось достичь существенных результатов для наших клиентов. Среди наиболее интересных проектов можно выделить следующие случаи вменения «дробления»:
- Группе лиц, осуществляющих производство продуктов питания и розничную торговлю на Дальнем Востоке. Результат: подключившись к проекту на этапе суда, удалось снизить сумму доначисления более чем на 20%.
- Родственникам, совместно владеющим торговым центром и ведущим деятельность по предоставлению помещений в аренду. Результат: налоговый орган полностью отказался от претензий на этапе предпроверочного анализа.
- Крупным промышленным предприятиям, осуществляющим часть смежных с производством процессов через взаимозависимых лиц, применяющих УСН. Результат: налоговый орган отказался от 2/3 претензий, оспаривание в остальной части продолжается.
Эксперты компании Б1 готовы оказать содействие в проверке вашего бизнеса на риски дробления и реализации Амнистии.
АВТОРЫ
Дмитрий Книженцев
Партнер Б1
Руководитель группы налоговой политики и разрешения налоговых споров, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Андрей Сулин
Партнер Б1
Руководитель группы по оказанию налоговых и юридических услуг компаниям горнодобывающей и металлургической отраслей и промышленным предприятиям, руководитель отдела по совершенствованию налоговой функции, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Андрей Кулешов
Старший менеджер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Максим Кузьмин
Менеджер Б1
Группа налоговой политики и разрешения налоговых споров, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Игорь Ямпольский
Младший менеджер Б1
Группа налоговой политики и разрешения налоговых споров, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Ирина Еркина
Менеджер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Дмитрий Ильютович
Младший менеджер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Показать ссылки
-
[1] http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202407120009?ysclid=lypjwgz649772705483&index=164
-
[2] Ч. 1 ст. 8 Закона
-
[3] Письмо ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@
-
[4] Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.11.2023 N Ф08-11306/2023 по делу N А32-4692/2021 / Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.01.2024 N Ф08-13616/2023 по делу N А32-29299/2021 / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.12.2021 N Ф06-11885/2021 по делу N А12-19631/2019
-
[5] Ч. 2 ст. 199 УК РФ
-
[6] Важно: Законом предусмотрено, что за 2025-2026 гг. может быть проведена одна или несколько ВНП
Тенденции классификации фармацевтической продукции и медицинских изделий в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
В настоящее время наблюдается особый контроль таможенных органов к правильности классификации товаров при их ввозе и вывозе. В данном обзоре мы хотим поделиться тенденциями переклассификации медицинских товаров, которые мы наблюдаем в правоприменительной и судебной практике.
26.11.2024
Тренды налоговых споров в 2025: дробление бизнеса по договорам франчайзинга
Практика налоговых споров, свидетельствует о том, что заключение договора франчайзинга является сигналом для налоговых органов о наличии признаков «дробления». Независимо от масштабов деятельности, применения ОСНО сторонами Франчайзинга, сохраняется высокий риск претензий со стороны налоговых органов.
21.11.2024
Верховный суд РФ подтвердил неправомерность включения платежей за страхование качества продукции в таможенную стоимость
Юристами Б1 в судебном споре с ЦАТ доказана неправомерность включения в таможенную стоимость ввозимых товаров платежей по страхованию качества продукции. Верховный Суд РФ подтвердил законность судебных решений, принятых в пользу Компании.
28.10.2024
Дело «Аркаим» по переквалификации движимого имущества в недвижимое: что решил Верховный суд?
10 октября 2024 года СКЭС ВС РФ отменила постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и оставила в силе решения суда первой инстанции в пользу налогоплательщика.
14.10.2024
Состояние правоприменительной практики по квалификации движимого и недвижимого имущества: дайджест от 2 октября 2024
В последние годы доначисление налога на имущество организаций в результате переквалификации движимого имущества в недвижимое стало одним из трендов налоговых споров. Правоприменительная практика по данному вопросу является противоречивой и продолжается формироваться до настоящего времени, поэтому считаем важным отслеживать актуальное состояние практики.
02.10.2024
Утверждение нового формата уведомления о контролируемых сделках
20 августа 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов (далее – «Портал») был опубликован проект Приказа ФНС России (далее – «Проект») о внесении изменений в приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках…».
24.09.2024
ФНС планирует исключить все страны ЕС из перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами
3 сентября 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС, который устанавливает новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами. В случае вступления в силу, новый Перечень будет включать 45 государств и 10 территорий.
17.09.2024