
Tax Messenger
Верховный суд РФ подтвердил неправомерность включения платежей за страхование качества продукции в таможенную стоимость
28.10.2024 г.
Юристами Б1 в судебном споре с ЦАТ доказана неправомерность включения в таможенную стоимость ввозимых товаров платежей по страхованию качества продукции. Верховный Суд РФ подтвердил законность судебных решений, принятых в пользу Компании.
Благодаря четко выстроенной судебной стратегии обжалования принятых ЦАТ решений о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ в отношении товаров, ввезенных нашим клиентом, крупнейшим импортером автомобильной отрасли, в трех инстанциях подтверждена необоснованность включения ЦАТ в таможенную стоимость ввозимых товаров платежей по страхованию качества продукции (№ А40-287529/2022).
Примечательно в данном деле то, что Верховный Суд РФ после подачи кассационной жалобы ЦАТ истребовал материалы дела и по итогам их изучения в Определении от 07.06.2024 подтвердил законность судебных актов, принятых в пользу Компании, подробно обратив внимание на существенные обстоятельства спора, имеющиеся в материалах дела доказательства и позицию судов.
Подробнее с материалами дела и выводами судов вы можете ознакомится ниже.
Обстоятельства дела
- Компанией на территорию России в рамках внешнеэкономического контракта с взаимосвязанным поставщиком (далее — «Продавец») ввезены новые легковые автомобили «SUBARU» различных моделей и момента выпуска, производитель «SUBARU CORPORATION» (далее — «Товары»). Товары были поставлены морским видом транспорта на условиях поставки CIF-Владивосток, DES-Новороссийск.
- Между Продавцом и Tokyo Marine & NichidoFire Insurance Co. Ltd. заключен договор страхования ответственности за качество продукции / выполненные работы — страховой полис № Y145120647 от 31.03.2020.
- Согласно страховому полису Компания является одним из страхователей, в связи с чем между Компанией и Продавцом было заключено соглашение, предметом которого является страхование с целью покрытия рисков, связанных с ответственностью за продукцию, которую несут Продавец и Компания в ходе экспорта, импорта и распространения автомобилей, произведенных компанией «SUBARU CORPORATION» (далее — «Соглашение»). В рамках Соглашения Компанией была осуществлена оплата страхового сбора в адрес Продавца.
- Таможенным органом в отношении Компании проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, по результатам которой были сделаны выводы о необходимости включения в таможенную стоимость Товаров суммы страхового сбора, уплаченного Компанией в адрес Продавца в соответствии с Соглашением, поскольку такой платеж относится к ввозимым Товарам.
.png)
Позиция Компании | Позиция ЦАТ |
---|---|
В отношении страхового сбора, уплаченного Компанией в адрес Продавца в рамках Соглашения, не соблюдаются условия для его включения в таможенную стоимость Товаров в качестве одного из элементов ЦФУ или дополнительного начисления к ЦФУ:
| Страховой сбор, уплаченный Компанией в адрес Продавца в соответствии с Соглашением, непосредственно связан с Товарами и является условием продажи Товаров в рамках Контракта. |
Таможенная стоимость Товаров, заявленная Компанией, и сведения, относящиеся к ее определению, основываются на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. В частности, Компанией были представлены:
| Заявленные Компанией сведения об условиях поставки, а также структуре таможенной стоимости Товаров не являются документально подтвержденными. |
Таким образом, правовые основания для включения страхового сбора в ТС ввозимых Товаров как элемента цены, уплаченной за указанные Товары, или как дополнительного начисления к цене отсутствуют.
| Таким образом, страховой сбор является элементом цены, уплаченной за Товары, и подлежит включению в ТС Товаров пропорционально ЦФУ. |
Выводы судов
Суды трех инстанции поддержали позицию Компании и признали требования таможенного органа незаконными, аргументировав это следующим:
- Заявленные условия поставки документально подтверждены, в связи с чем все платежи за страхование Товаров включены в стоимость сделки:
- Представленные в совокупности в материалы дела доказательства: Контракт (ст. 6), инвойсы по проверяемым поставкам, страховые полисы, заключенные в рамках договора страхования морских перевозок между Продавцом и Sompo Japan Insurance Inc., письмо Продавца, ВБК к Контракту, подтверждают, что все расходы по страхованию поставленных Товаров, а именно расходы, относящиеся к перевозке и иным операциям по погрузке, разгрузке включены в инвойсную стоимость Товаров.
- При этом суды отдельно отметили, что для целей документального подтверждения таможенной стоимости в части страховых расходов достаточным являлось представление Компанией инвойсов по проверяемым поставкам, в которых цена Товаров определена в соответствии с условиями CIF/DES, что не предполагает представление иных документальных доказательств (страховых полисов), подтверждающих включение в эту цену отдельных элементов.
- Уплаченные платежи по страхованию качества продукции не относятся к ввозимым Товарам:
- Суды оценили положения Соглашения, Страхового полиса от 31.03.2020 № Y145120647 и пришли к выводу о том, что страхование ответственности Компании четко ограничено территорией России и рисками, связанными с ответственностью за качество продукции, продаваемой в России, т.е. автомобилей марки «SUBARU», запасных частей и компонентов, что является стандартной практикой автомобильной отрасли и также обусловлено требованиями законодательства о техническом регулировании.
- Суды, оценив Правила страхования к Страховому полису от 31.03.2020 № Y145120647, проведя совокупный анализ определения понятий «вред жизни и здоровью», «территория страхования», «страховое событие», «телесные повреждения», «ущерб имуществу», «ваш продукт», «риск, связанный с произведенной продукцией / выполненными работами», также пришли к выводу о том, что страхование по указанному полису применительно к Компании распространяется на страховые случаи на территории Российской Федерации, связанные с причинением Товарами телесных повреждений или ущерба имуществу третьих лиц.
- Правовая природа страхового сбора за качество продукции отлична от страхования в связи с перевозкой ввозимых Товаров, которое подлежит включению в их таможенную стоимость как часть цены сделки либо как дополнительное начисление к цене:
- Правовая природа страхового сбора по Соглашению относится непосредственно к страхованию ответственности качества продукции и его влияния на жизнь / здоровье и имущество третьих лиц на территории страхования.
- Страховые расходы в связи с операциями по перевозке, погрузке, разгрузке или перегрузке Товаров, а также проведением иных операций, связанных с перевозкой Товаров, которые несет Продавец в соответствии с условиями поставки в рамках Контракта, являются расходами Продавца, понесенными в рамках иного типа страхования, отличного от страхования ответственности за качество продукции / выполненные работы.
Таким образом, суды трех инстанций пришли к выводу о том, что расходы по страхованию в рамках Соглашения правомерно не включены в таможенную стоимость ввозимых Товаров и не могут быть квалифицированы в качестве дополнительного начисления к цене Товаров, поскольку:
- Уплаченный страховой сбор не относится к ввозимым Товарам ввиду того, что такой платеж не является встречным предоставлением Компании за поставку ему Товаров в рамках Контракта.
- Такой страховой сбор не возникает по причине страхования в связи с операциями по перевозке Товаров, их погрузке, разгрузке или перегрузке и проведением иных операций, связанных с перевозкой, что подтверждается правовой природой указанного страхования.
Данный вывод был поддержан в полном объеме Верховным Судом РФ.
Выводы Верховного Суда РФ
Верховный Суд РФ обратил отдельное внимание на то, что в данном споре важно оценивать представленные доказательства в совокупности, а именно условия заключенного Контракта, на основании которых осуществлялась поставка Товаров и была сформирована их таможенная стоимость, а также условия Соглашения, из которых следует, что тип страхования по этому Соглашению отличается от типа страхования в связи с операциями по перевозке Товаров, их погрузке, разгрузке или перегрузке и проведением иных операций, связанных с перевозкой товаров.
Наши выводы и рекомендации
Текущее таможенное законодательство, в частности ст. 40 ТК ЕАЭС, четко ограничивает тип страхования, которое может быть включено в таможенную стоимость товаров — страхование в связи с осуществлением перевозки (транспортировки) ввозимых товаров до места их прибытия на таможенную территорию Союза, а также погрузки, разгрузки или перегрузки ввозимых товаров и проведении иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой).
Такой подход законодателя обусловлен тем, что страхование товаров является требованием, которое необходимо соблюсти Продавцу или Покупателю в зависимости от условий поставки для доставки товаров в пункт назначения в неизменном виде, что будет свидетельствовать о выполнении сторонами всех обязательств внешнеэкономической сделки, в связи с которой происходит перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС и, как следствие, определение для этих целей таможенной стоимости таких товаров.
В этой связи включение в таможенную стоимость иных страховых расходов, не связанных с упомянутыми действиями, направленными на обеспечение сохранности самих товаров, не предусмотрено.
Данный спор наглядно демонстрирует необходимость совокупного изучения всех обстоятельств внешнеэкономической сделки и требований таможенного законодательства в части относимости расходов к ввозимым товарам при защите прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности в связи с незаконными решениями таможенных органов.
Как Б1 может помочь?
- Комплексное или частичное сопровождение в рамках различных форм таможенного контроля (камеральные / выездные проверки, запросы документов и сведений, вызовы на дачу объяснений и пр.) по вопросу включения в таможенную стоимость различных дополнительных начислений.
- Обжалование решений, действий (бездействий) таможенных органов как в вышестоящих таможенных органах, так и в арбитражных судах.
- Обжалование решений, действий (бездействия) ЕЭК в суде ЕАЭС.
АВТОРЫ

Екатерина Севостьянова
Менеджер Б1
Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Дмитрий Золотых
Младший менеджер Б1
Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Дарья Бренич
Старший консультант Б1
Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
ДРУГИЕ ОБЗОРЫ
Посмотреть все.jpg)
Проект изменений правил ИТ-аккредитации: суть и влияние на применение налоговых ИТ-льгот
14 февраля 2025 был опубликован новый проект постановления Правительства РФ об изменении в положение об ИТ-аккредитации, публичное обсуждение которого продлится до 13 марта. После публичного обсуждения проект должен будет пройти ещё несколько стадий, после которых последует рассмотрение в Правительстве.
26.02.2025

РФ и ОАЭ подписали новое Соглашение об избежании двойного налогообложения
17 февраля 2025 РФ и ОАЭ подписали новое соглашение об избежании двойного налогообложения. По заявлению Минфина РФ стороны направят все усилия для обеспечения вступления в силу документа с 2026 года. Соглашение подписано на русском, арабском и английском языках, в случае расхождений в формулировках, редакция на английском будет превалировать.
20.02.2025

Новый вид отчетности МГК: формат утвержден! Готовы ли к подаче?
27 декабря 2024 был опубликован Приказ ФНС от 10.12.2024 № ЕД-7-13/1115@, который устанавливает формат представления в налоговый орган сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний (МГК), финансовой отчетности участников МГК в электронной форме. Приказ вступил в силу 27 января 2025 года.
29.01.2025

Утверждение нового перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами
20 декабря 2024 был опубликован Приказ ФНС России от 30.10.2024 № ЕД-7-17/915@, утверждающий новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами. Приказ вступил в силу 31 декабря 2024.
24.01.2025
.jpg)
Включение лицензионных платежей за право использования товарных знаков на готовую продукцию в таможенную стоимость сырья: анализ судебного дела и ключевые выводы
Включение в таможенную стоимость ввозимого сырья производственных лицензионных платежей на протяжении последних нескольких лет является предметом активных судебных споров с таможенными органами. Предлагаем ознакомиться с одним из последних судебных актов по данной теме, принятым в пользу таможенного органа.
13.01.2025

Обновленный перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией
31 декабря 2024 года вступает в силу Приказ ФНС России от 30 октября 2024 года № ЕД-7-17/916@ «Об утверждении перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информации». Главным нововведением Приказа стало исключение 26 стран – членов ЕС из списка государств, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. Вместо них добавлены 4 новых государства (Армения, Камерун, Руанда, Ямайка) и территория (Ниуэ).
27.12.2024

Введены отчисления за распространение рекламы
Совет Федерации РФ одобрил законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» , который вводит отчисления за распространение рекламы в интернете. Предполагается, что нормы об отчислениях вступят в силу с 1 апреля 2025 года.
23.12.2024

Актуальный статус действия соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией
В публикации представлен статус существующих соглашений об избежании двойного налогообложения.
20.12.2024

Очередная корректировка налогообложения в сфере ИТ
27 ноября 2024 года президент подписал законы № 416-ФЗ и № 417-ФЗ, где затрагивается налогообложение ИТ-отрасли. Изначально целью Закона № 416-ФЗ являлось «приведение положения Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в области регулирования табачной продукции». По результатам рассмотрения в Федеральном Собрании текст Закона № 416-ФЗ претерпел кардинальные изменения, которые также напрямую затрагивают и налогообложение в сфере ИТ.
02.12.2024