Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
back

Проект добровольной передачи ФТС данных в обмен на льготы не пользуется успехом

Вильгельмина Шавшина, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы услуг по таможенному регулированию и международной торговле, и Александра Горохова, менеджер Б1, группа услуг по таможенному регулированию и международной торговле

avatar

Вильгельмина Шавшина:

Эксперимент по таможенному мониторингу длится уже больше года, однако на текущий момент желание участвовать проявили только две компании. Общаясь с бизнесом, мы понимаем, что многие компании скептически настроены и основная причина, на наш взгляд, в следующем.  В настоящее время очевиден всплеск таможенного контроля в отношении добросовестных участников ВЭД, который в основном заканчивается доначислениями таможенных платежей (по официальной статистике ФТС России 99% всех таможенных проверок в 1 полугодии 2024 года заканчивалось с доначислениями таможенных платежей) и не всегда ввиду отступления  от положений таможенного регулирования импортером, а , в том числе, по причине  изменения таможенными органами  правоприменения  (как пример, новый тренд проверок, который существует только в России – включение дивидендов в таможенную стоимость товаров).  При этом таможенный мониторинг требует раскрытие таможенному органу большого объема информации из учетной системы, что, по мнению бизнеса, может спровоцировать дополнительные вопросы и, как следствие, таможенные проверки. 

Александра Горохова:

В июне 2024 года Правительство РФ расширило преимущества для участников ВЭД, участвующих в эксперименте по таможенному мониторингу. Так, в частности, в отношении участников эксперимента не будут проводиться не только выездные, но и камеральные таможенные проверки. Сопровождая бизнес в  беспрецедентном количестве  контрольных мероприятий, а также в целом наблюдая за правоприменением, нам видится, что данное послабление не будет являться решающим при принятии решения о вступлении в мониторинг. Это связано с тем, что сегодня таможенные органы могут проверять участников ВЭД посредством иных форм таможенного контроля, которые отличаются процессными моментами, однако не минимизируют риск доначисления таможенных платежей, например, в рамках проверок документов и сведений («ПДС»).

Поэтому, если государство заинтересовано в расширении участников эксперимента важно подумать над новыми преимуществами. Например, рассмотреть возможность непроведения не только таможенных проверок, но и проверок документов и сведений; увеличить установленный сегодня срок (15 рабочих дней) на устранение нарушений, выявленных в рамках мониторинга; установить однозначную возможность непривлечения к административной/уголовной ответственности. 

Вильгельмина Шавшина:

Я бы не говорила о рисках, поскольку, таможенный мониторинг не нацелен на выявление неправильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (так как техническая документация на товары не изучается в рамках мониторинга) или на определение невключения лицензионных платежей/дивидендов в таможенную стоимость. Важно понимать, что мониторинг направлен на сопоставление данных, заявленных при декларировании товаров, с данными из учетной системы компаний. При этом безусловно нельзя исключать, что изучение отдельных данных о товарах компании в рамках мониторинга может заострить внимание таможни на потенциально рисковых зонах. В отношении которых впоследствии может быть инициирована отдельный таможенный контроль (т.е. за пределом процесса таможенного мониторинга),  в чем бизнес и усматривает основной риск. Вместе с тем участие в эксперименте позволяет повысить доверие таможни к компании. Простыми словами я бы описала таможенный мониторинг как инструмент партнерства и доверительного взаимодействия бизнеса с таможенным органом. 

 

8 августа 2024 г.

Ведомости

Подробнее

Другие комментарии

Посмотреть все