Ограничения для иномарок и рост утильсбора. Что ждет автопром в России
Андрей Томышев, партнер Б1, руководитель направления по оказанию услуг консалтинга, технологий и транзакций предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта
Опыт стран, добившихся успехов в развитии автомобильной промышленности и локализации, указывает на использование относительно небольшого количества платформ, что обеспечивает унификацию компонентов и необходимый эффект масштаба для окупаемости инвестиций в них:
- В РФ до 2021 года использовалось 46 платформ, тогда как в Турции, ЮАР, европейских странах – от 14 до 21. В Иране используется порядка 30 платформ
- В РФ в 2021 году на топ-5 платформ приходилось 60% выпуска автомобилей, тогда как в перечисленных выше странах – 80-100%
- В европейских странах, Турции, ЮАР и Иране 60% выпуска обеспечивается 2-3 платформами, в РФ в 2021 году – пятью
Таким образом, для обеспечения локализации необходимо направлять меры поддержи на те платформы, которые обеспечивают наибольший эффект масштаба и унификацию компонентов.
Для достижения технологического суверенитета в автопроме необходим значительный масштаб бизнеса, позволяющий системно финансировать инвестиции в НИОКР. Предприятия автопрома в России в 2016-2021 гг. в среднем вкладывали в НИОКР 0,2–0,5% выручки в год, тогда как глобальные автоконцерны – 5% и более. В условиях ограниченных возможностей по экспорту необходимо развивать объединенные инжиниринговые центры, обслуживающие несколько концернов. В качестве примера можно привести опыт Китая, где такие центры создавались в том числе в партнерстве с глобальные OEM, а также Турции – к середине 2010-х автопромышленность в Турции лидировала по числу R&D центров.
Для успехов в локализации также необходимо более пропорционально распределять инвестиции между производством автомобилей и компонентов. Так, в ЮАР, где локализация составляет около 60%, на протяжении 1990-2000 гг. распределение составляло 50/50, в РФ в 2016-2021 гг. – примерно 20/80 в пользу сборки автомобилей.
Опыт Китая и Ирана показывает, что активное развитие собственного автопрома началось после введения значительных ограничений на импорт автомобилей и локации производства компонентов и авто на базе СП (Китай) или лицензионных соглашений (Иран). Далее заимствованные технологии использовались для запуска и развития собственных продуктов и марок.