Санкционная сборка
Андрей Томышев, партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по оказанию услуг консалтинга, технологий и транзакций предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта; Александр Лебедев, старший консультант Группы компаний Б1
С точки зрения текущего состояния производства в автомобильной промышленности, одним из ключевых вопросов в текущих условиях является возможность возобновления работы приостановивших ранее работу заводов. В целом, ожидания, скорее, положительные: несмотря на существующий избыток мощностей (~3,2 млн шт. в год при целевом объеме производства около 1,55 млн к 2030 году, согласно Стратегии развития автомобильной промышленности), ряд законсервированных на данных момент заводов находятся в стадии переговоров с новыми партнерами (например, с GAC, Cherry и прочими китайскими производителями). Также стоит отметить, что целевые объемы производства соответствуют показателям 2020-2021 гг. (~1,6 млн), достигнутым на фоне функционирования всех приостановленных производственных площадок. Таким образом, можно утверждать, что потенциал для возобновления функционирования большинства заводов присутствует.
Однако, лишь наличия интереса со стороны зарубежных партнеров недостаточно для полноценного перезапуска производства, что и демонстрирует сложившаяся сейчас ситуация. В целом, существующие сложности можно разделить на следующие основные категории:
- Проведение переговоров с новыми партнерами (в первую очередь, китайскими игроками) с точки зрения достижения договоренностей о сборке конкретных моделей и ее условиях (в частности, степени локализации производства), а также обеспечения гарантий поставок
- Необходимость инвестиций для обеспечения функционирования заводов. В числе ключевых вызовов – потребность в индустриализации новых моделей (сварка, сборка, окраска), переоснастка и технологическая несовместимость ряда существующего оборудования (например, автоматических конвейеров)
- Временные затраты на выработку производственной экспертизы: ряд заводов был выкуплен дилерскими холдингами, необходимо усиление компетенций в инжиниринге, НИОКР и производственных процессах. Столкнувшись с оттоком квалифицированных кадров, которые ускорили бы процесс создания компетенций, новые владельцы нуждаются в дополнительном времени для реализации планов
Ни одна из вышеназванных категорий вызовов, впрочем, не является непреодолимой. Поэтому в среднесрочной перспективе при достаточном интересе к российскому рынку со стороны партнеров из дружественных стран возобновление производств реалистично. Интерес, в свою очередь, будет поддерживаться, с одной стороны, значительной долей китайских марок (46% на рынке РФ за 9 месяцев 2023 года) на быстро останавливающемся рынке (уже по итогам 2023 года Россия вернется в топ-5 в Европе), а с другой, вводимыми заградительными мерами (в частности, на электромобили), которые будут побуждать китайских игроков в среднесрочной перспективе уделять больше внимания локализации.
Другим вопросом, остро стоящим в текущих условиях, является ограниченное развитие компонентой отрасли, неизбежно оказывающей потенциал на развитие автомобильной промышленности. Распределение инвестиций между компонентами и сборкой автомобиля хорошо иллюстрирует состояние отрасли: так, в 2016-2021 гг. в РФ соотношение составляло 20 на 80% в пользу сборки, в то время как в странах с развитой автомобильной промышленностью оно около 50/50%. При этом, хотя сейчас отсутствует отдельная стратегия развития по направлению компонентов, в Стратегии развития автомобильной промышленности до 2035 года именно этому направлению в ближайшей перспективе уделено наибольшее внимание: в частности, отмечается, что на краткосрочном и среднесрочном этапах приоритетом должны стать именно локализация компонентной базы и материалов, и предполагается финансирование в объеме до 300 млрд. рублей в целях реализации в 2023-2025 гг. комплексной программы по ускорению локализации критически важных автомобильных компонентов. Значительная доля финансирования предполагается с фокусом на компоненты электромобилей: данное направление как проще в реализации (в 1,5 раза меньше компонентов), так и поможет долгосрочной конкурентоспособности автомобильной промышленности РФ, повышая уровень локализации производств. Фокус на развитии технологий и производстве компонентов именно в электрических автомобилях позволил бы радикальным образом сократить технологический разрыв российской отрасли с ведущими автомобильными странами.
Помимо развития компонентной отрасли, однако, долгосрочно российской автомобильной промышленности потребуются и другие шаги: в частности, инвестиции в НИОКР в РФ составляли исторически лишь 0,3-0,5% выручки игроков (без учета НАМИ), в то время как в других странах этот показатель достигает 5% выручки – дальнейшее улучшение такого рода параметров также будет необходимо российской автомобильной промышленности в долгосрочной перспективе.