
Как будет расти сеть электрозаправок в России
Александр Лебедев, менеджер Группы компаний Б1, отдел стратегического консалтинга, департамент консалтинга, технологий и транзакций
-(2).jpg)
Транспорт на альтернативном виде топлива, а особенно активно набирающие сейчас популярность как в мире, так и в России, электромобили (EV), является одним из ключевых трендов в автомобильной промышленности последних лет. Так, их парк в РФ с 2020 по 2023 год вырос в 3,5 раза, а только за 2023 год – удвоился, достигнув ~40 тысяч штук к началу 2024 года. Рынок при этом продолжает показывать положительную динамику: за 9 месяцев этого года было продано еще ~14 тысяч новых электромобилей – столько же, сколько за весь прошлый. Преимущества EV на фоне аналогов из ДВС (в частности, экономия на топливе, наличие субсидий и пр.) обеспечат им дальнейший рост популярности: к 2030 году ожидается, что парк электромобилей в РФ превысит 1,1 млн штук.
В то же время, несмотря на увеличение продаж, доступность ЭЗС остается ключевым фактором, сдерживающим потенциальных покупателей: в 2023 году 58% автовладельцев выражали свое беспокойство по этому поводу. В настоящий момент проникновение ЭЗС в РФ весьма велико: на одну ЭЗС приходится лишь 9,5 EV (международный бенчмарк, рекомендуемый на территории ЕС для развивающихся рынков, – 10 EV). С учетом этого предложенные Минэкономразвития цели по установке 72 тысяч ЭЗС на горизонте 2030 года выглядят не только обоснованными международной практикой, но и необходимыми для обеспечения роста рынка электромобилей: даже при условии полной реализации на одну зарядку к концу данного периода может прийтись ~15 EV. Это свидетельствует о том, что с потенциалом российского рынка даже 72 тысячи ЭЗС не являются пределом, хотя в настоящий момент их установка и происходит с определенным опережением роста реальной потребности для решения беспокойства потенциальных потребителей.
С точки зрения расположения ЭЗС стоит ожидать их концентрации в первую очередь в регионах с высоким спросом на электромобили – Москва, Санкт-Петербург, а также другие города с населением более 1 млн человек. Главными причинами преимущественного распространения EV в крупных городах станет как их растущее проникновение в сегменты новой мобильности (такси, каршеринг, доставка), наиболее выигрывающие за счет экономии топлива при эксплуатации электромобилей, так и ограниченные расстояния, которые владельцам необходимо преодолевать за раз, снижая беспокойство из-за запаса хода.
Тем не менее, несмотря на растущий спрос, установка ЭЗС представляет из себя достаточно значительную инвестицию. Так, установка быстрой станции (мощностью 150 кВт) с присоединением к сети, согласно экспертной оценке electro.cars, в среднем обходится в 5-6 миллионов рублей (однако до 2,76 млн может позволить сэкономить существующая правительственная субсидия, снизив сумму до 2,5-3 миллионов); установка средней по мощности станции (60 кВт) стоит 1,5-2 миллиона. Окупиться такая средняя станция при эксплуатации не более 5 часов в сутки может, по оценке electro.cars, за 2 года 4 месяца; за аналогичный период быстрая станция окупится при эксплуатации лишь 2,5 часа в сутки, т.е. 5-8 автомобилей в день, что ниже среднего соотношения числа EV к ЭЗС и более чем достижимо. Однако доходность может значительно вырасти за счет дополнительных услуг – кафе, находящихся рядом розничных магазинов и пр. (например, размещение рядом с магазином может повысить суммарную выручку на 12%). Именно наличие готовой инфраструктуры, способной максимизировать рентабельность ЭЗС, и служит стимулом к их созданию на базе существующих АЗС, и, с учетом обозначенных ранее трендов, в дальнейшем стоит ожидать лишь увеличения числа такого рода зарядных станций.
-(2).jpg)
Александр Лебедев
Менеджер Б1
Отдел стратегического консалтинга, департамент консалтинга, технологий и транзакций
Связаться
Другие комментарии
Посмотреть все.jpg)
Минфин поддерживает наделение маркетплейсов функцией налоговых агентов
Наталья Хобракова, партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по работе с азиатскими клиентами
03.07.2025
.jpg)
Минфин планирует точечно донастроить НДС для плательщиков УСН
Вадим Ильин, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
03.07.2025

Поддержка на случай длительного ухода
Татьяна Самсонова, партнер Группы компаний Б1, департамент аудиторских и сопутствующих услуг
01.07.2025
.jpg)
В ТПП разработали изменения в законопроект Минфина о доплатах для иностранных «дочек»
Марина Белякова, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы по оказанию налоговых услуг компаниям ТЭК, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
27.06.2025
 (1).jpg)
Зумеры не позвонят агенту
Ольга Вострикова, партнер Группы компаний Б1, группа по работе со страховыми компаниями и пенсионными фондами, департамент аудиторских и сопутствующих услуг
26.06.2025
 (1).jpg)
Рынок недвижимости переходит к конкуренции качества архитектурных и средовых решений
Ольга Архангельская, партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по оказанию услуг компаниям сектора недвижимости, гостиничного бизнеса и строительства, государственного и транспортного секторов
25.06.2025

ООО добавили гибкости
Георгий Коваленко, партнер Б1, группа оказания юридических услуг
25.06.2025

Риски санкций стали меньше волновать бизнес
Вильгельмина Шавшина, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы услуг по таможенному регулированию и международной торговле
24.06.2025
 (1).jpg)
Как повысить туристический потенциал городов
Ольга Архангельская, партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по оказанию услуг компаниям сектора недвижимости, гостиничного бизнеса и строительства, государственного и транспортного секторов
23.06.2025
 (1).jpg)
Марчелло Гелашвили – о перспективах российской экономики, на ПМЭФ-2025
Марчелло Гелашвили, управляющий партнер Группы компаний Б1
19.06.2025