Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Результаты экспертной оценки реализации автоматического обмена финансовой информацией в России 2022

19.01.2023 г.

Поделиться

9 ноября 2022 года Организация экономического сотрудничества и развития («ОЭСР») опубликовала очередной Отчет по экспертной оценке автоматического обмена финансовой информацией 2022 («Отчет») в различных юрисдикциях.

В данном материале мы представили краткие выводы и некоторые рекомендации экспертных проверок из данного Отчета, касающиеся имплементации Стандарта отчетности для автоматического обмена финансовой информацией (далее — «Стандарт») в России.

Предыстория

В 2014 году ОЭСР совместно со странами G20 разработала Стандарт, согласно которому, страны получили возможность осуществлять автоматический обмен налоговой и финансовой информацией с теми юрисдикциями, с которыми были заключены соответствующие соглашения.

Россия присоединилась к автоматическому обмену информацией с 2018 года.
В конце 2022 года вступил в силу приказ ФНС России от 28 октября 2022 № ЕД-7−17/986@ по утверждению нового перечня государств и территорий, с которыми Россия осуществляет автоматический обмен финансовой информацией. Так, ФНС России исключила из прежнего списка такие юрисдикции как Швейцарию и Каймановы острова и добавила в него Казахстан, Мальдивские острова и Оман. Таким образом, обновленный перечень включает в себя 96 стран и территорий, готовых осуществлять автоматический обмен финансовой информацией с Россией.

Выводы экспертных проверок

По результатам экспертных проверок, процесс непосредственного автоматического обмена финансовой информацией в России признан соответствующим требованиям Стандарта, но требующим отдельных улучшений. Так, Россия заключила соглашения об автоматическом обмене с заинтересованными юрисдикциями, безотлагательно привела данные соглашения в исполнение, и непосредственный обмен финансовой информацией проходит в соответствии с требованиями модельных соглашений, установленными ОЭСР.

Тем не менее, экспертами отмечены некоторые несоответствия Стандарту в российском законодательстве[1] и сформулированы рекомендации по следующим направлениям:

  • Расширить понятие «Финансовые активы», представленное в ст. 142.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде исчерпывающего перечня активов. Эксперты отметили несоответствие такого подхода к формулировке определения с тем, как аналогичное понятие представлено в Стандарте, и рекомендовали использовать системный подход при формулировке.
  • Закрепить в законодательстве определение финансовых институтов, обязанных предоставлять информацию (Reporting Financial Institutions), и, в частности, финансовых институтов участвующих юрисдикций (Participating Jurisdiction Financial Institution).
  • Привести определение «Изменение обстоятельств» в соответствии с определением, приведенным в Стандарте. По состоянию на ноябрь 2022 года определение «изменение обстоятельств», представленное в Налоговом кодексе России, ограничивается обстоятельствами, которые приводят либо могут привести к изменению налогового резидентства, в то время как в Стандарте приводится более широкое понятие.
  • Добавить в Налоговый кодекс определение «Держатель счета» в соответствии со Стандартом.
  • Установить в законодательстве запретительные меры в отношении попыток финансовых институтов проводить налоговую проверку и подачу отчетности ненадлежащим образом, а также меры ответственности в отношении держателей счетов и контролирующих лиц за предоставление недостоверной информации.

Стоит отметить, что аналогичные выводы и рекомендации уже содержались в Отчетах по экспертной оценке автоматического обмена финансовой информацией 2020 и 2021 года, однако они все еще не были имплементированы в локальное законодательство.

Мы продолжим следить за возможными изменениями в данной области.

 

Авторы: 

  • Руслан Раджабов, партнер Б1, группа услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
  • Василий Анищенко, ассоциированный партнер Б1, группа услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
  • Ольга Лапицкая, старший консультант Б1, группа по оказанию услуг в области международного налогообложения
  • Анна Алексеева, старший консультант Б1, группа по оказанию услуг в области международного налогообложения

Показать ссылки

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все