Результаты экспертной оценки реализации автоматического обмена финансовой информацией в России 2022
19.01.2023 г.
9 ноября 2022 года Организация экономического сотрудничества и развития («ОЭСР») опубликовала очередной Отчет по экспертной оценке автоматического обмена финансовой информацией 2022 («Отчет») в различных юрисдикциях.
В данном материале мы представили краткие выводы и некоторые рекомендации экспертных проверок из данного Отчета, касающиеся имплементации Стандарта отчетности для автоматического обмена финансовой информацией (далее — «Стандарт») в России.
Предыстория
В 2014 году ОЭСР совместно со странами G20 разработала Стандарт, согласно которому, страны получили возможность осуществлять автоматический обмен налоговой и финансовой информацией с теми юрисдикциями, с которыми были заключены соответствующие соглашения.
Россия присоединилась к автоматическому обмену информацией с 2018 года.
В конце 2022 года вступил в силу приказ ФНС России от 28 октября 2022 № ЕД-7−17/986@ по утверждению нового перечня государств и территорий, с которыми Россия осуществляет автоматический обмен финансовой информацией. Так, ФНС России исключила из прежнего списка такие юрисдикции как Швейцарию и Каймановы острова и добавила в него Казахстан, Мальдивские острова и Оман. Таким образом, обновленный перечень включает в себя 96 стран и территорий, готовых осуществлять автоматический обмен финансовой информацией с Россией.
Выводы экспертных проверок
По результатам экспертных проверок, процесс непосредственного автоматического обмена финансовой информацией в России признан соответствующим требованиям Стандарта, но требующим отдельных улучшений. Так, Россия заключила соглашения об автоматическом обмене с заинтересованными юрисдикциями, безотлагательно привела данные соглашения в исполнение, и непосредственный обмен финансовой информацией проходит в соответствии с требованиями модельных соглашений, установленными ОЭСР.
Тем не менее, экспертами отмечены некоторые несоответствия Стандарту в российском законодательстве[1] и сформулированы рекомендации по следующим направлениям:
- Расширить понятие «Финансовые активы», представленное в ст. 142.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде исчерпывающего перечня активов. Эксперты отметили несоответствие такого подхода к формулировке определения с тем, как аналогичное понятие представлено в Стандарте, и рекомендовали использовать системный подход при формулировке.
- Закрепить в законодательстве определение финансовых институтов, обязанных предоставлять информацию (Reporting Financial Institutions), и, в частности, финансовых институтов участвующих юрисдикций (Participating Jurisdiction Financial Institution).
- Привести определение «Изменение обстоятельств» в соответствии с определением, приведенным в Стандарте. По состоянию на ноябрь 2022 года определение «изменение обстоятельств», представленное в Налоговом кодексе России, ограничивается обстоятельствами, которые приводят либо могут привести к изменению налогового резидентства, в то время как в Стандарте приводится более широкое понятие.
- Добавить в Налоговый кодекс определение «Держатель счета» в соответствии со Стандартом.
- Установить в законодательстве запретительные меры в отношении попыток финансовых институтов проводить налоговую проверку и подачу отчетности ненадлежащим образом, а также меры ответственности в отношении держателей счетов и контролирующих лиц за предоставление недостоверной информации.
Стоит отметить, что аналогичные выводы и рекомендации уже содержались в Отчетах по экспертной оценке автоматического обмена финансовой информацией 2020 и 2021 года, однако они все еще не были имплементированы в локальное законодательство.
Мы продолжим следить за возможными изменениями в данной области.
Авторы:
- Руслан Раджабов, партнер Б1, группа услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
- Василий Анищенко, ассоциированный партнер Б1, группа услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
- Ольга Лапицкая, старший консультант Б1, группа по оказанию услуг в области международного налогообложения
- Анна Алексеева, старший консультант Б1, группа по оказанию услуг в области международного налогообложения
Показать ссылки
-
[1] Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний», Постановление Правительства РФ от 16 июня 2018 г. N 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)» (с изменениями и дополнениями)
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеНовые изменения в части осуществления иностранных инвестиций в российские компании
9 декабря 2022 года на официальном сайте Министерства Финансов ОАЭ был опубликован Федеральный Декрет, которым, помимо законодательной основы для введения корпоративного налога на прибыль в ОАЭ, были также введены федеральные правила трансфертного ценообразования.
19.01.2023
Результаты экспертной оценки реализации автоматического обмена финансовой информацией в России 2022
9 ноября 2022 года ОЭСР опубликовала очередной Отчет по экспертной оценке автоматического обмена финансовой информацией 2022 в различных юрисдикциях.
19.01.2023