На рынке метанола переизбыток мощностей
В статье для журнала «Газовый бизнес» Андрей Томышев, партнер и руководитель группы стратегического консалтинга Б1, и Ирина Гавриленко, директор группы стратегического консалтинга Б1, рассмотрели особенности спроса на метанол, структуру производства и международной торговли метанолом, а также цены на него.
Английский химик Роберт Бойль в 1661 году впервые получил метанол в результате сухой перегонки древесины. Однако история использования этого органического соединения началась значительно раньше. Еще древние египтяне смешивали древесный спирт (неофициальное название метанола, которое он получил как побочный продукт производства древесного угля) с другими веществами для бальзамирования. С тех пор сменилось много поколений, и метанол стал важным сырьевым товаром в современной промышленности.
Сейчас метанол – ключевое сырье в производстве олефинов (используются для создания пластиков), формальдегида (применяется в производстве мебели и строительстве), уксусной кислоты (с ее помощью производят клей и лакокрасочные покрытия), а также метанол может выступать в качестве топлива для транспорта.
Изменения на рынках конечного использования метанола вместе с динамикой производства этого сырья напрямую влияют на баланс спроса и предложения, а следовательно, – на цены и бизнес ключевых игроков. В данной статье мы рассмотрим особенности отраслевого и географического спроса на метанол, структуру производства и международной торговли метанолом, а также цены. Сочетание этих факторов определит динамику мирового рынка метанола на ближайшее десятилетие и может открыть новые возможности для компаний, которые производят или закупают это сырье.
Отраслевая структура спроса: химия и транспорт
По оценкам Б1, спрос на метанол в мире будет расти в среднем на 2,4% в год на горизонте следующих 20+ лет (с уровня 2022 года в 114 млн тонн). Почти две трети этого объема потребления обеспечивает химическая промышленность, 27% спроса приходится на топливо и 8% – на другие способы использования метанола.
К 2045 году мировой спрос на метанол может вырасти до 197 млн тонн с прежним вкладом химической промышленности и транспортной отрасли. Мы ожидаем, что в химической промышленности будут активно расти рынки формальдегида, уксусной кислоты и олефинов, а вместе с ними – и спрос на метанол.
- Формальдегид является ценным «строительным блоком» в производстве различных материалов для строительства (древесные плиты, клеи, краски, композитные материалы, различные строительные волокна). Рынок его будет расти быстрее роста ВВП реального сектора в мире во многом благодаря активному развитию строительной и мебельной отрасли в развивающихся странах Азии
- Уксусная кислота имеет широкий спектр применения, особенно в строительстве (лакокрасочные материалы, клеи), пластиковой упаковке, пищевой отрасли и фармацевтике. Данный сектор будет расти в основном также за счет роста этих рынков в развивающихся странах Азии
- Технология «Метанол в олефины» (МТО) появилась и развивается в Китае, чтобы снизить зависимость от импорта нефти, газа и пластиков. Сегодня рынок MTO Китая уже достиг зрелости и продолжит расти умеренными темпами
В поисках лучшего топлива
Потребление метанола в транспортной отрасли будет расти за счет роста спроса на метанол как на судовое топливо и в качестве добавки к традиционному топливу.
- В 2022-2023 годах метанол стали чаще использовать в качестве судового топлива. Это связано с постепенным вводом в эксплуатацию судов, двигатель которых работает на метаноле. Сегодня на воду спущено 27 таких судов, а к 2030 году их число может приблизиться к 200 ед. суммарной вместимостью около 3 млн TEU (двадцатифутовый эквивалент, условная единица измерения на основе 20-футового ISO-контейнера). Многие международные компании уже заказывают суда с двигателями, работающими на метаноле. Например, Maersk заказал 25 таких судов, CMA CGM – 24, Evergreen – 24, COSCO – 12, OOCL – 7
- Метанол также является исходным веществом в производстве диметилового эфира, который используется для снижения выбросов от сжиженных углеводородных газов в качестве топлива
Географическая структура спроса: лидирует Китай
Китай останется крупнейшим потребителем метанола на горизонте до 2045 года. В 2022 году на долю КНР пришлось более двух третей потребления метанола в мире или 78 млн тонн. К 2045 году Китай будет потреблять уже 125 млн тонн метанола, однако его доля в относительном выражении снизится до 63%. На динамику китайского спроса повлияют замедление экономического роста в стране, вызванное снижением численности и старением населения, а также ужесточение экологического регулирования.
Индия будет лидировать по темпам роста спроса на метанол и увеличит свою долю в связи с быстрым экономическим развитием региона, вызванным высокими темпами роста населения, урбанизацией, ростом доли среднего класса и вниманием государства к привлечению иностранных инвестиций и талантов в страну.
Рынок прочих стран Азии будет расти за счет юго-восточных стран с высокими темпами экономического роста, в том числе в химической отрасли.
Темпы роста потребления метанола в Европе будут умеренными на фоне общего замедления экономик многих стран региона, особенно энергоемких отраслей.
Спрос в Северной Америке будет активно расти в связи с усилиями государства вернуть в США производство (в том числе производство производных метанола) для поддержки экономического роста.
Драйверы спроса на метанол в России
Спрос на метанол в России в 2022 году составил 2,2% мирового, что эквивалентно 2,6 млн тонн. В будущем доля России в мировом спросе на метанол изменится незначительно, сократившись до 1,9% в 2045 году, и составит 3,8 млн тонн в абсолютном выражении.
При этом сам спрос на метанол в России в абсолютном значении, по оценкам Б1, будет расти на 1,8% ежегодно на горизонте следующих 20+ лет – в основном за счет роста рынка формальдегида. Потребление метанола этим сегментом будет увеличиваться на 2,4% в год за счет роста деревообрабатывающей промышленности. В частности, благодаря росту:
- производства древесных плит (фанеры, ДСП), в котором совокупный среднегодовой темп прироста (CAGR) составит 2–3% в период между 2022 и 2045 годами
- производства мебели, а также общего роста рынка строительства в России, где CAGR ожидается на уровне около 1%
Ключевым драйвером роста производства станет курс на импортозамещение в производстве мебели и различных строительных материалов.
«Мы ожидаем, что мировые мощности производства метанола увеличатся на 22% к 2030 году. Россия может стать одним из лидеров по их приросту и одним из крупнейших экспортеров, уступая по величине нетто-экспорта только Ближнему Востоку».
Андрей Томышев
Партнер Б1, руководитель направления по оказанию услуг консалтинга, технологий и транзакций предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта
Другой быстрорастущий сегмент спроса на метанол – уксусная кислота. Мы ожидаем, что в будущем для ее производства будет требоваться на 3% больше метанола ежегодно к 2045 году. Этот сегмент будет расти за счет роста производства лакокрасочных материалов, импортозамещения и роста строительной отрасли в России.
Производство: избыток и недозагрузка
На мировом рынке, несмотря на рост спроса, отмечается избыток метанола. В 2023 году текущих производственных мощностей было достаточно, чтобы перекрыть спрос на метанол в полтора раза. При этом примерно треть производственных мощностей метанола не загружена. В 2023 году текущие мощности произвели 117 млн тонн метанола при уровне загрузки 66%.
Во многом этот показатель связан с низкой загрузкой основного производителя метанола в мире – Китая, на долю которого приходится 55% мирового производства (средняя загрузка с 2012 по 2022 год составила 57%, тогда как в остальном мире без Китая она равна 76%).
К 2045 году ожидается постепенное увеличение загрузки производства до 92%. Вместе с вводом анонсированных мощностей их хватит, чтобы покрыть весь будущий спрос на метанол. Сложившийся профицит на мировом рынке метанола может оказывать давление на рыночные цены.
Лидеры производства. Фактор газа
Основным производителем метанола в мире остается Китай. В 2022 году в КНР выпущено 62 млн тонн этого сырья. К 2045 году ожидается рост производства в полтора раза. Вторым по значимости макрорегионом является Ближний Восток. Совокупно ближневосточные компании произвели 22 млн тонн метанола в 2022 году. Прогноз на 2045 год – 36 млн тонн, то есть прирост 64% по отношению к показателю 2022 года.
В тройку ведущих производителей также входит Северная Америка с производством 9 млн тонн метанола в 2022 году и перспективами роста до 20 млн тонн к 2045 году.
Чтобы нарастить выпуск метанола, крупнейшие производители, включая Россию, планируют увеличить мощности почти на четверть с 2023 по 2030 год. Наибольшее увеличение мощностей происходит в Китае, на Ближнем Востоке, в России и США. Во многом это объясняется наличием доступа к дешевому газу – ключевому сырью.
Сырьевая структура
Структура мощностей по производству метанола в мире сильно не изменится к 2030 году. Природный газ останется к 2030 году самым используемым сырьем в производстве метанола, увеличив долю в мировых мощностях на 2 процентных пункта (с 45% до 47%) или на 22,3 млн тонн. Также, согласно подтвержденным анонсам, метанольные мощности на угле и коксовом газе в мире вырастут на 10,8 млн тонн к 2030 году, при этом их мировая доля уменьшится с 55% в 2023 году до 50% в 2030 году.
Самые высокие темпы роста покажут мощности, работающие на биомассе и водороде, – рост в 11 раз – с 0,5 млн до 5,2 млн тонн к 2030 году. Однако их доля все еще будет очень мала – около 2% от мировых мощностей в 2030 году. Доступ к дешевому сырью (прежде всего газу) для производства метанола – ключевой фактор конкурентоспособности. Во многом он объясняет развитие производства в ключевых макрорегионах и их экспортный потенциал.
Импорт и экспорт: тройки лидеров
По расчетам Б1, Азия останется крупнейшим нетто-импортером метанола в 2045 году, и прежде всего – Китай и Индия. КНР, несмотря на лидерство по росту производственных мощностей, будет ключевым нетто-импортером с объемом 32 млн тонн к 2045 году. Индия выйдет на 2-е место по нетто-импорту с объемом 8,8 млн тонн. Западная Европа будет на третьем месте с объемом нетто-импорта 7,5 млн тонн.
Основными нетто-экспортерами останутся Ближний Восток, Россия и Северная Америка. Экспорт Ближнего Востока вырастет на 65%, до 30,5 млн тонн, к 2045 году. На второе место выйдет Россия, в которой ожидается рост экспорта в 4,6 раза, до 9 млн тонн. Северная Америка закрепится в роли чистого экспортера, однако с учетом роста внутреннего спроса экспорт достигнет только 3,6 млн тонн к 2045 году.
Россия перенаправляет потоки
Россия является крупным нетто-экспортером метанола благодаря высокой конкурентоспособности по себестоимости и доступу к дешевому газу. Однако в связи с геополитическими изменениями российские поставки чаще перенаправляются из Европы в другие страны. В первом квартале 2023 года доля Китая уже достигла почти 40% от всего российского экспорта метанола.
Однако полностью перенаправить поставки метанола в кратчайшие сроки будет невозможно из-за инфраструктурных ограничений. До введения санкций большая часть метанола экспортировалась через северо-западные порты в Европу, но теперь их придется перенаправить на южное и восточное направления, где недостаточно или отсутствует соответствующая инфраструктура. По южному направлению уже регистрируют рост перевозок метанола на 73%, но мощности перегружены. В краткосрочной перспективе это не позволит перенаправить весь выбывший объем с северо-западного направления.
Цены и зависимости
Цена на метанол в мире менялась под влиянием цен на энергоносители и глобальных событий. Вот хронология последних ценовых трендов:
- в 2013–2014 годах рост цен был связан с перебоями поставок нефти и введением санкций против Ирана
- в 2015–2016 годах снизились спрос и цены на энергоносители, а предложение – выросло
- в 2020 году участники рынка столкнулись с глобальным падением спроса из-за пандемии COVID-19
- в 2021–2022 годах мировая экономика начала стремительно восстанавливаться, что вызвало рост цен на сырье.
Глобальная цена на метанол будет колебаться в границах консервативного и оптимистичного сценариев под влиянием цен на энергоносители и экологической повестки, в том числе использования в качестве топлива для морских перевозок.
«Выгодная цена на газ может позволить российским производителям метанола стать лидером по производственной себестоимости в 2030 году. А если получится снизить стоимость логистики, то наши компании усилят позицию на ключевых экспортных рынках и, возможно, в будущем станут основным поставщиком метанола в Китай и Азию в целом».
Ирина Гавриленко
Директор Б1, группа стратегического консалтинга, департамент консалтинга, технологий и транзакций
В будущем нижняя граница цены будет определяться себестоимостью производства и транспортировки метанола до регионов потребления (от $326/т в 2030 году в базовом сценарии для Китая), а верхняя граница цены будет повышаться потенциалом распространения экологичного метанола.
Консервативный вариант прогноза Б1 построен для ситуации, когда цена на нефть будет расти темпами ниже инфляции, что маловероятно в условиях прогнозируемого умеренного экономического роста. Прогноз может быть пересмотрен в сторону повышения при введении сборов на выбросы СО2 и ускорении распространения «возобновляемого» метанола.
Региональная цена Китая является основным драйвером глобальной и прочих региональных цен метанола из-за наибольших объемов рынка и импорта, а также собственного метанола, производимого в стране из угля. Отметим, что такая ситуация дает Китаю возможность контролировать цены.
Региональные цены на метанол исторически коррелировали с глобальной ценой (коэффициент корреляции составляет обычно от 0,95 до 0,99), что продолжится и в будущем. Различия во многом определяются стоимостью логистики для того или иного региона.
Рынки Западной Европы и Северной Америки исторически были премиальными по ценам на метанол. В основном это связано с различиями в себестоимости собственного производства и импортных энергоресурсов. Такая ситуация сохранится и в будущем.
Цены в Индии в различные периоды были выше цен в Китае из-за большей зависимости от импорта. Эти региональные различия будут сохраняться за счет роста импорта метанола в Индию. Важным фактором, который повлияет на цены и потребление метанола в будущем, может стать распространение этого сырья в качестве топлива для судов. Метанол гораздо безопаснее для живых организмов, чем бункерное топливо, дизель, метан или аммиак.
Токсичность метанола для рыб в 195 раз меньше бункерного топлива и в 226 000 (!) раз меньше аммиака (по данным European Maritime Safety Agency, летальной дозой для половины популяции рыб станет содержание метанола в воде 15 400 мг/л, а для аммиака – только 0,068 мг/л). Но, как ни странно, аммиак тоже рассматривают в качестве нового экономичного судового топлива: с 2024 по 2026 год планируют начать коммерческое производство 5 типов судовых двигателей на аммиаке.
Если все же у аммиака «не сложится» применение в судоходстве, а использование метанола в этом секторе, напротив, вырастет, то спрос и цены на метанол могут обновить высоты.
Андрей Томышев
Партнер Б1
Руководитель группы стратегического консалтинга. Руководитель направления по оказанию услуг консалтинга, технологий и транзакций предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта
Связаться
Ирина Гавриленко
Директор Б1
Группа стратегического консалтинга, департамент консалтинга, технологий и транзакций
Связаться
Статьи и колонки Б1
Посмотреть всеАктуальна ли ESG-повестка?
Представляем вашему вниманию материал экспертов Группы компаний Б1 Максима Савостьянова и Анатолия Соловьева, посвященный ESG-повестке в российских и зарубежных компаниях, для издания «ИнфоТЭК».
27.11.2024
Развитие углеродных рынков
Читайте материал Артема Маринина, руководителя направления климата и чистых технологий Группы компаний Б1, посвященный состоянию углеродных рынков и анализу перспектив введения платы за выбросы парниковых газов, для издания «ИнфоТЭК».
22.11.2024
В 21% компаний России более половины руководящих позиций занимают женщины
Материал «РБК», посвященный исследованию, проведенному Ассоциацией менеджеров совместно с Академией бизнеса Б1 и компанией Шкулев Медиа на тему: «Создание равноправной и поддерживающей среды для женщин-лидеров».
22.11.2024
Группа компаний «Б1» выпустила решение «Б1 ИБП Мастер» для платформы интегрированного планирования Knowledge Space
Представляем вашему вниманию материал издания CNews, посвященный «Б1 ИБП Мастер», архитектурному расширению платформы Knowledge Space, разработанному экспертами Б1.
20.11.2024
Российские компании нашли замену зарубежному ПО. Но есть скрытые проблемы
Об исследовании открытого программного обеспечения и его использовании российскими компаниями, проведенному среди 150 экспертов в области ИТ из разных отраслевых компаний, – в материале «РБК».
19.11.2024
Цифровые решения: сквозная автоматизация и технологии цифровизации в ГМК
Читайте материал Сергея Калуцкого, директора проектов операционной эффективности и развития производственных систем Группы компаний Б1, посвященный вопросам цифовизации как ключевого фактора провышения эффективности производства в горно-металлургической отрасли, для издания «Добывающая промышленность».
13.11.2024
Мир свободного софта: может ли опенсорс полностью заменить иностранное ПО
Читайте материал «Ведомостей», посвященный исследованию использования российскими компаниями программного обеспечения на базе открытого исходного кода (open-source software, OSS) при построении IT-инфраструктуры, проведенному Группой компаний Б1.
13.11.2024
Вопрос остается открытым: почему бизнес все больше использует ПО на базе open-source
Представляем вашему вниманию материал Forbes, посвященный исследованию использования российскими компаниями программного обеспечения на базе открытого исходного кода (open-source software, OSS) при построении IT-инфраструктуры, проведенному Группой компаний Б1.
12.11.2024
Доля личных подсобных хозяйств в России сократилась до минимума за 20 лет
Андрей Буханцов, руководитель направления по оказанию услуг в области трансформации бизнеса для компаний АПК, в статье для «Ведомостей» рассказал о влиянии урбанизации и развития российских агрохолдингов на деятельность личных подсобных хозяйств.
08.11.2024
Передача активов в российское владение: принудительная деофшоризация
В статье для журнала «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» Наталья Аристова и Яна Рихтер, эксперты Группы компаний Б1, рассматривают новые возможные способы деофшоризации бизнеса, связанного с Россией.
01.11.2024